Как перестать быть «мягким» руководителем и начать требовать от подчинённых результат
Миф
Сотрудники ленятся из-за мягкого характера руководителя
Многие владельцы и руководители утверждают, что они мягкие по своей природе, стараются относиться к людям с пониманием и поддерживать с ними приятные отношения. И это имеет смысл, потому что всем важно чувствовать себя на работе комфортно.
Но появляется ошибочное суждение, что именно из-за мягкого характера руководителя сотрудники ленятся, проявляют панибратство. А вот если бы он был жёстче, то и сотрудники вели бы себя иначе.
Идеи «Я мягкий», «Я не такой», «Я неорганизованный и творческий» — это просто оправдания. Но это означает только, что человек не управляет и не является руководителем. Бывает, что люди впадают в крайность — начинают стучать кулаком по столу и брызгать слюной, считая, что именно это пойдёт на пользу.
Реальность
Успешность работы руководителя от этого не зависит
Работу одинаково хорошо выполняют и мягкие, и жёсткие руководители. Это не зависит от характера. Просто вокруг разных руководителей формируются команды с разными ожиданиями, вы формируете определённую культуру.
Когда я руководил производственной компанией, у меня в отделе продаж был мягкий и дружелюбный управленец. Всё было через положительные эмоции и вдохновение. А руководитель участка на производстве вёл себя как ефрейтор: всё очень жёстко и твёрдо. Но и те, и другие работали прекрасно — я видел это, измеряя результаты. При этом команды были совершенно разными.
В чём суть работы руководителя
Основная работа руководителя — наличие у подчинённых чёткого плана работы, точных задач. Списки задач подчинённых должны быть согласованы, зафиксированы в письменном виде, обязанности распределены, построено взаимодействие. Руководитель устраивает ежедневные и еженедельные координации, узнаёт ход выполнения задач, управляет приоритетами и добивается, чтобы люди завершали дела.
Всё это может делать и мягкий человек. Он будет напоминать, выяснять и ждать обратную связь. Но если он руководитель, то при этом у него будут планы, задачи, координации и измерение результатов. У жёсткого руководителя будет другая манера, но те же инструменты.
Нужно ли становиться жёстким?
Не нужно быть жёстким, чтобы быть классным управленцем. К сожалению, многие идут этой дорогой и перегибают палку: начинают хамить, грубить. Но достаточно просто применять инструменты руководителя, иначе можно столкнуться с негативной реакцией сотрудников.
Если подчинённые выражают несогласие — кто-то жёстко скажет «бегом», а кто-то мягко выяснит, почему. И гораздо лучше, когда люди действуют и сотрудничают на основании согласия, а не страха наказания.
Всё, что нужно, — добиваться выполнения задач
Дело не в жёсткости или мягкости, а в умении добиваться выполнения поставленных задач. Для этого нужно требовать, добиваться, прикладывать усилия для получения результата — несмотря на то, как долго сталкиваешься с сопротивлением. Настойчивость не предполагает жестокости. Достаточно спрашивать у подчинённых, как они продвинулись в выполнении задач, почему какие-то задачи оттягиваются и так далее.
Даже если вы — мягкий руководитель, но проявляете настойчивость, сотрудники быстро привыкают к тому, что нужно давать результат. При этом вы не портите свой эмоциональный фон, обстановку в коллективе и добиваетесь великолепного исполнения.
Я считаю себя мягким руководителем, потому что всегда стараюсь действовать через понимание. Не уверен, что все мои подчинённые согласятся с этим, но я стараюсь создавать много взаимопонимания, при этом требовать, проявлять настойчивость.
— Александр Высоцкий специально для Forbes Kazakhstan