Если вы застряли в операционке: 3 шага, которые помогут из неё выбраться
Когда я открыл первый бизнес, я работал шесть дней в неделю. Загрузка была по 14 часов ежедневно. Столько не работали ни мои сотрудники, ни мои партнёры. Компания росла, а вместе с ней росло и количество моих задач. Но не было людей, которым я доверял настолько, чтобы передать хотя бы их часть. Я понимал: если всё оставить точно так же, ситуация не изменится. Именно при таком положении дел говорят, что владелец застрял в операционке.
Есть три шага: выполнив их, вы заложите фундамент для выхода из оперативного управления. Приблизитесь к тому, чтобы выполнять только функции владельца.
Шаг № 1
Установите точку «Б»
Чтобы откуда-то выйти, вы должны знать конечную цель — куда прийти. Большинство владельцев прекрасно знают точку «А»: что такое быть по уши в оперативке, справляться с ежедневными задачами, управлять сотрудниками и подрядчиками. Но они не понимают, чем будут заниматься, когда делегируют все оперативные обязанности и поставят директора.
Вот семь ключевых функций собственника бизнеса.
Создание идеологии
Владелец создаёт систему взглядов и идей и постоянно напоминает сотрудникам, в чём смысл деятельности компании. Это усиливает их мотивацию.
Стратегический маркетинг
Именно владелец решает, каким будет бренд, сервис, в чём будут отличия от продуктов конкурентов.
Создание технологии производства продукта
Растить компанию можно только тогда, когда процесс создания вашего товара описан, зафиксирован и может передаваться другим людям. Описать технологию должен именно владелец.
Построение организации
Владелец должен разработать структуру компании, правила работы, прописать обязанности менеджеров и задать стандарты.
Финансы и активы
Распоряжаться деньгами должны топ-менеджеры, но задача владельца — задать стандарты обращения с финансами.
Безопасность
Речь не об охране склада, а о том, чтобы правильно зарегистрировать компанию, создать формы договоров, обеспечить законную деятельность. Это всё — обязанность основателя.
Управление совладельцами
Нет такого феномена, как «равноправные партнёры», кто-то всегда главнее. Нужно управлять партнёрами, иначе сложно будет определиться с единым направлением для компании.
Ваше ясное представление о точке «Б» — первый и самый важный шаг к выходу из операционки.
Шаг № 2
Вкладывайте деньги в людей
Чтобы получить больше клиентов, прибыли и бизнеса, владельцы вкладывают в рекламу, маркетинг. Чтобы улучшить качество материалов, инвестируют в новые технологии и оборудование. В целом это правильная стратегия. Но ошибкой является при всём этом минимизировать затраты на персонал.
Если владелец хочет выйти из оперативки, ему нужна команда, которая будет справляться со всеми проблемами и опасностями. Никогда опытные эксперты, думающие маркетологи и компетентные руководители не появятся, если в персонал не инвестировать.
Бизнес держится на людях. Но даже самые опытные и продуктивные из них ленятся. В своём Telegram-канале я рассказал, как повысить эффективность сотрудников в 2 раза и при этом не контролировать их всё время.
Шаг № 3
Станьте профессиональным управленцем
Владельцу, который хочет выйти из операционки, важно прокачивать собственные навыки руководителя. Текущие дела нужно передать руководителям, которые возьмут ответственность за основные функции в компании.
Но вы не можете управлять человеком, если сами не понимаете, как он должен делать свою работу, какие инструменты использовать. Вы должны быть способны оценить работу руководителя, в каких-то моментах дать подтверждение, а в каких-то — скорректировать его. Если вы знаете инструменты управления и то, как работает система, вы сможете вырастить или нанять классных руководителей, ввести в должность. А затем — заниматься стратегией, наблюдая за тем, как они справляются с оперативкой.
Вывод
Идея о том, что владелец бизнеса должен вести своё войско с шашкой наголо — ошибочная. Неправильно, когда он делает продажу на огромную сумму и говорит: «Вот, видали, как я сделал?» Или «бросается в огонь», решая проблемы с поставщиками или клиентами, которые никто не может решить. А потом получает аплодисменты от всей команды, которая в это время только наблюдала и ничего не делала.
Операционка — когда вы, погружаясь в ежедневную деятельность, теряете способность управлять. Ведь поначалу, на старте бизнеса, уделяется очень много времени именно стратегии. Но как только собственник «вгрызся» в операционку, он перестаёт ею заниматься.
Настоящий полководец, который хочет победить не только в сражении, но и в войне, не должен находиться на передовой. Он получает сведения, рассчитывает силы и разрабатывает стратегию. У владельца должно быть время на анализ рынка, изучение конкурентов, чтение аналитики. В пылу сражения трудно понять реальную картину.