Они отвечают на однотипные запросы, помогая улучшить клиентский сервис, оптимизируют издержки, а также привлекают новых пользователей и повышают уровень продаж. Актуальность применения ботов, о которых я говорю, подтверждается результатами исследований, например:
по данным CNBC , к 2022 году без участия человека будут обрабатываться 80% запросов от пользователей. Полномочия получится делегировать чат-ботам, которые ответят на типовые обращения, сформируют заказы и даже примут оплату;согласно исследованию MIT Technology Review Insights , проведенному среди 600 компаний по всему миру, 90% из них решают проблемы пользователей намного быстрее именно с помощью чат-ботов; исследование консалтинговой компании Accenture говорит о том, что российский рынок чат-ботов будет расти каждый год на 30% (в ближайшие 3 года).Активная интеграция чат-ботов во многом связана со стремительным развитием сферы e-commerce и финансового сектора: личные контакты при взаимодействии бизнеса и клиентов сводятся к минимуму, а сделки совершаются посредством современных инструментов. В этой статье я подробнее расскажу об эффективности ботов, потенциальных задачах, которые они решают, а также о том, почему стоит задуматься о внедрении такого решения.
Преимущества использования чат-бота для бизнеса Чат-бот — это не просто всплывающее окно, которое здоровается с клиентом и отвечает на его однотипные вопросы, а полноценный бизнес-инструмент, выполняющий ряд важных функций:
Улучшение техподдержки и лояльности клиентов В первую очередь речь идет о бесперебойном взаимодействии бизнеса с пользователями, которые хотят получать ответы от компании круглосуточно. В этом случае чат-бот — незаменимый инструмент, поскольку он позволит поддерживать общение с десятками и даже сотнями людей одновременно, обработает их запросы, поможет подобрать товар или услугу. С подобной задачей менеджеры так эффективно точно не справятся, а бот в любое время доведет клиента до сделки. При этом у компании получится сократить издержки на персонал.
Грамотно настроенный чат-бот не только увеличит эффективность коммуникации, но и станет дополнительным каналом продаж: он размещается в популярных мессенджерах, где люди проводят около 80% времени пользования смартфоном.
Так, благодаря готовому решению от платежного сервиса Robokassa бизнесу удастся своевременно получать оповещения о новых заказах, формировать счета на оплату и принимать ее онлайн с помощью чат-бота. Инструмент сообщает о поступившем запросе, после чего продавцу необходимо в специальной форме прописать всю нужную информацию о товаре или услуге. Далее бот самостоятельно формирует платежную ссылку, которой предприниматель делится с клиентом любым удобным способом (соцсети, мессенджеры, электронная почта, SMS). После оплаты сервис отправляет чек не только покупателю, но и в налоговую, что избавляет от необходимости приобретения онлайн-кассы, которая по 54-ФЗ должна быть обязательно.
Интегрировав чат-бота, бизнес сэкономит деньги, при этом вопросов с фискализацией и налоговой отчетностью не возникнет. Увеличение конверсии по всей воронке продаж при снижении ее цены также является важным преимуществом подобного решения, ведь привлечь клиентов без дополнительных затрат стремятся все предприниматели.
Сбор контактных данных и обратной связи Да, собрать серьезные аналитические данные с помощью ботов — сложная задача. Но с их помощью без проблем можно получить базовую информацию о пользователях, чтобы в дальнейшем рассылать им уведомления, сообщать об актуальных акциях и распродажах, а также делать персональные предложения. Это эффективно привлекает внимание людей, а значит, и стимулирует продажи.
Сбор фидбека от пользователей также важен, поскольку он позволяет выявить слабые места бота, прописать больше сценариев взаимодействия с клиентами и всесторонне улучшить продукт. Помимо этого, чат-бот удобен для коммуникации внутри команды, оповещения коллектива о важных событиях и новостях.
Автоматизация бизнес-процессов за счет чат-бота дает возможность сократить операционные издержки при повышении эффективности компании. Также бизнес сокращает расходы на рекламные кампании и продвижение своего продукта, поскольку значительная часть лидогенерации происходит прямо в мессенджерах.
Преимущества чат-ботов очевидны, но они не ограничиваются этим списком, ведь настроить инструмент можно под конкретные задачи бизнеса.
Способы внедрить чат-бот в свой проект Для решения амбициозных целей многие владельцы бизнеса отдают предпочтение разработке мобильных приложений, однако чат-бот не уступает им по функциональности и может частично или даже полностью их заменить. В зависимости от задач проекта и его масштаба предприниматели обычно выбирают из двух вариантов запуска бота:
Услуги профильных агентств или фрилансеров Такое решение подойдет крупному бизнесу с большим количеством процессов, ведь компаниям часто требуется продукт с интеграцией сложных систем и технологий вроде AI или ML, а также с детальной настройкой самых разных сценариев взаимодействия с клиентами. Подобные чат-боты будут стоить от 1500 до 5000 долларов. Для малого и среднего бизнеса это нерациональные расходы.
Использование специализированных онлайн-конструкторов Это отличная альтернатива для запуска чат-бота без серьезных вложений и привлечения сторонних специалистов. Конструкторы интуитивно понятны, поэтому создать несложный инструмент для бизнеса получится у любого предпринимателя. Среди прочих наиболее востребованными сервисами являются, например, Aimylogic , Bot Kits , Botsify , Botmother , Chatfuel , Chatgun , Gupshup .
Перед выбором онлайн-конструктора стоит обратить внимание на возможность запустить первого бота бесплатно, ведь тогда он станет бета-версией более сложного продукта или упомянутого ранее мобильного приложения. С его помощью без каких-либо затрат получится оценить эффективность инструмента и понять, над какими аспектами еще нужно поработать.
Также большим преимуществом сервиса станет кроссплатформенность создаваемых чат-ботов. То есть, конечный продукт параллельно запускается сразу на нескольких площадках. Так, Botmother и Bot Kits позволяют интегрировать ботов в Telegram, Viber, «ВКонтакте», «Одноклассники» и Facebook Messenger с корректировками под каждый мессенджер. При таком подходе вероятность взаимодействия пользователей с ботами существенно возрастает за счет использования множества платформ.
Следует помнить, что иногда для корректного функционирования чат-бота требуется применение сторонних сервисов. Например, конструктор Aimylogic интегрирует продукт с CRM-системой «Битрикс24», а с помощью Botmother и платежного сервиса Robokassa можно создать бот для прямых продаж. В результате бизнес без крупных финансовых вложений получит максимально удобный B2B-инструмент, который сможет формировать заказы и принимать онлайн-платежи.
Заключение На данный момент возможностями чат-ботов пользуются не все компании, но многие участники рынка готовы внедрить подобное решение в ближайшем будущем. Это действительно оправданный шаг, ведь согласно ежегодному исследованию «Тенденции монетизации контента в Интернете. Медиапотребление в России» от международной сети компаний Deloitte, по итогам 2020 года социальные сети остаются самыми посещаемыми сайтами. Могу предположить, что такой же вывод нас ждет и в конце 2021 года. Значит, интеграция чат-бота и продвижение своего продукта с помощью мессенджеров — рациональное решение, которое позволит автоматизировать рутинные задачи, оптимизировать бизнес-процессы, привлечь новых клиентов и увеличить прибыль. Главное — ответственный подход к делу.