Как снизить уровень стресса в IT-компаниях. Опыт Google
В мае этого года врач-психолог подняла на dou.ua тему: «Психолог в IT-компаниях для борьбы со стрессом. Насколько это актуально?». Её интересовало мнение разработчиков.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
"Так исторически сложилось, что я программист. И психолог, да. Ну скучно мне было, признаюсь.
И вот до того, как выучиться на психолога, тоже думалось о том, как было бы хорошо, если бы в конторе был свой психолог.
Пока не пришло осознание, что цель психолога и работодателя прямо перпендикулярна. Работодателю надо, чтобы работник исправно пахал. А психолога цель — чтобы обратившийся за помощью почувствовал себя лучше. Надо ли говорить, что иногда оказывается, что этому «лучше» мешает как раз место работы? Не очень умный менеджер, одержимый KPI? Тупейшая организация процессов? Что-то там ещё? И в результате работы с психологом работник вполне может прийти к выводу, что в гробу он это всё видел. И работодатель вот прямо будет ему за это платить, да? Он будет платить, если вы нагнёте этику и будете удовлетворять его запросы, а не запросы обратившихся за помощью.
Это с одной стороны. С другой, как ярко демонстрируют комментарии, уровень доверия такому специалисту будет нулевым, если не отрицательным. И нужно быть либо совсем отчаявшимся, либо ну очень доверчивым, чтобы пойти к «корпоративному» психологу, а мне кажется, что в IT такие долго не задерживаются. Итого, что мы имеем? Давление с двух сторон, под которым психолог либо кладёт болт на «призвание» помогать, либо увольняется. Ну. Такоэ.
Что самое не смешное в этой ситуации — помощь людям, работающим в IT сфере, таки требуется. Я никогда не забуду фразу одного знакомого, который просто с непередаваемой тоской в глазах на мой вопрос «Почему ты считаешь, что нельзя говорить о том, что тебя гложет?» ответил «А что, меня кто-то будет слушать?» Да и фантазии о том, что «да какой стресс в этом вашем IT?!» или что достаточно взять себя за яйца, и всё будет как по маслу — в массах сильны весьма, да.
Вот и получается, что программисты часто, действительно, как стулья. Просто молча ломаются.
И, с моей точки зрения, это страшно. Потому что можно же было помочь, разрулить, да выслушать хотя бы, ведь программисты в целом умные люди, привыкшие думать и решать проблемы. Они и сами разберутся, если появится возможность разложить всё по полочкам, если позадавать вопросы, которые им в голову не приходили. Ведь когда варишься в чём-то, очень сложно взглянуть на это со стороны, да. Нужно. Можно. Помогает.
Но это явно не «корпоративный» психолог".
Остальные комментарии в треде были похожими. В основном все о конфликте интересов.
«Если бы я решил обратиться к психологу, нашёл бы кого подальше от работодателя».
«Со штатным терапевтом есть проблемы — нет уверенности в анонимности».
«Диагностируют выгорание — будут вооружены, что пора искать замену».
При этом все, включая основателей компаний и топ-менеджмент, понимают, насколько высокий уровень стресса в IT, и что с ним действительно нужно как-то справляться.
Вот только как?
Опыт Google
Прогуляемся по офису Google. А точнее по штаб-квартире Google Cloud, которая расположена в центре Кремниевой долины. Огромный офис состоит из пяти зданий и выглядит это всё, как дорогой курорт. В кампусе есть ресторан, бар, открытый бассейн, беседки, гамаки, спортивные площадки, игровые залы, грядки для выращивания овощей, пасека и другие локации для хобби. Сотрудникам выдают бесплатные велосипеды и ноутбуки, за еду и развлечения они тоже не платят. График работы свободный, при желании можно даже посреди дня пойти выпить в бар.