Но выбрать такую программу тоже непросто. В процессе поиска нужного продукта на нас обрушивается множество терминов и непонятных статей-инструкций. Чтобы было проще во всем разобраться, мы подготовили гид по функционалу CRM и ERP, объяснили, какую систему лучше внедрять, сравнили функции и возможности сервисов, чтобы вы могли принять правильное решение.
Что такое CRM? CRM (Customer Relationship Management) — это система управления отношениями с клиентами. Задача CRM — автоматизировать рутинные процессы. Как правило, такие системы используют в отделах продаж, где сделка требует нескольких контактов с клиентами. Есть и другие отраслевые решения, например, автоматизация массового найма персонала, CRM для таксопарков, отелей, фитнес-индустрии.
Вот несколько примеров функций и особенностей CRM, которые могут помочь бизнесу.
Систематизация данных о клиентах. В базе CRM хранятся карточки клиентов — в них есть персональные данные покупателя, информация о сделках, документы, письма, запись разговоров, его заявки, счета и платежи. Все, что связано с конкретным клиентом, записывается и структурируется в CRM.
Помощь и напоминания сотрудникам. В CRM вы настраиваете сценарий продаж, принятый в вашем бизнесе — так называемую воронку продаж. Например, когда на сайт поступает заявка, менеджеру нужно созвониться с клиентом, затем отправить коммерческое предложение, снова перезвонить и согласовать поставки, оформить акт и счет, отправить их клиенту. CRM будет контролировать процесс при каждой продаже и напоминать менеджеру, когда и какое действие ему нужно совершить.
Автоматизация. CRM помогает экономить время на рутинных задачах. Руководителю не нужно постоянно ставить однотипные задачи менеджерам — это сделает сама система. Еще сервис сам будет рассылать смс-сообщения, отслеживать платежи, отправлять сгенерированное коммерческое предложение в нужное время. Главное — все хорошо настроить.
Генерация документов. Вы можете внести в CRM шаблоны, а затем система для каждой сделки в нужный момент будет формировать договоры, дополнительные соглашения, акты, счета и другие документы. Плюс CRM сама поставит в документ подпись менеджера, который занимается конкретной сделкой.
Мотивация сотрудников. В CRM вы ставите менеджерам не только задачи, но и общие цели и KPI. Например, можно поставить план продаж для отдельного сотрудника и команды в целом, а затем в режиме реального времени отслеживать, как он выполняется. Менеджеры смогут видеть продажи коллег и общий рейтинг отдела — это здоровая конкуренция, которая мотивирует продавать быстрее и больше.
Аналитика и отчеты. В CRM можно выстроить практически любую отчетность, причем сотрудникам на нее не нужно тратить время. Исключены и манипуляции с цифрами — отчет делает сама система, а не человек. Вы можете изучить общую статистику по всем сотрудникам, результативность конкретного человека, количество сделок на разных этапах продаж. Вы также можете разобраться, какие источники заявок приносят больше заключенных сделок, куда стоит направить рекламный бюджет.
Допустим, у вас небольшая компания по продаже строительных материалов. Работаете и на оптовом, и на розничном рынке, а еще активно расширяетесь и нанимаете менеджеров.Сначала вы вели дела в Excel, но затем табличек стало слишком много, данные начали теряться, и финансовое планирование постепенно превратилось в хаос. Вы перешили на CRM.Сначала настроили воронку продаж, отдельно для опта и для розницы. Теперь менеджеры не сидят в десятках мессенджеров и не берут заявки из почты — все собирается в одном месте и распределяется по сотрудникам.Клиенты довольны. Менеджеры не забывают им звонить, потому что CRM напоминает о ближайших задачах. Менеджеры тоже довольны — им не нужно каждый раз тратить время на подготовку и отправку коммерческих предложений, а затем на согласование документов с юристами. У них появилось больше времени на продажи, теперь они больше зарабатывают.Вы тоже довольны. За два месяца работы с CRM удалось найти узкие места в воронке продаж и подкорректировать бизнес-процессы. Теперь каждая заявка обрабатывается быстрее, повторных продаж тоже стало больше, потому что CRM напоминает и об этом.Еще вы в режиме реального времени видите, как выполняется план продаж, кто из сотрудников его перевыполняет, а у кого показатели отстают. Еще вы стали принимать больше стратегических решений. CRM анализирует всю информацию о продажах, вы понимаете, какие направления стоит развивать, а какие лучше притормозить. Больше верных решений — больше прибыли.
Что такое ERP? ERP (Enterprise Resource Planning) — это система управления и планирования ресурсов, программа, в которой хранится вся информация о бизнес-процессах и заказах компании, она синхронизирует деятельность разных подразделений. Основная цель ERP — это сбор и структурирование информации, а также автоматизация процессов.
Учет ресурсов. В ERP ведется учет всех производственных мощностей и складских запасов, учет товарооборота. С помощью системы удобно определять и контролировать сроки и объемы поставок.Контроль логистики. В ERP можно вести логистику — как внутреннюю, так и внешнюю, и контролировать сбыт. Если все настроить, ERP в нужный момент отправит конкретному сотруднику сообщение с прогнозом по трате ресурсов или оповещение об их нехватке.Кадровый учет. В ERP ведут учет человеческих ресурсов, рассчитывают графики работы, контролируют количество отработанных часов.Документация. С помощью системы ведут учет и генерируют нужную документацию, автоматизируют рутинные операции с документами, например, создают договоры.Бухгалтерия и финансы. В ERP ведут бухгалтерский и налоговый учет, контролируют финансовое состояние компании.ERP — это совокупность разных программных модулей, в которых могут работать сотрудники. Например, специалист по продажам вносит в базу заказ, а все остальные получают информацию о нем и план действий: на производстве понимают, что и когда нужно сделать, на складе без привлечения специалиста проверяется нужное количество ресурсов, а отдел закупок получает данные о ресурсах, которые нужно дозаказать. Кроме этого, вся информация о заказе сразу доступна бухгалтерии — специалисты могут сразу подготовить и сгенерировать нужную документацию.
ERP — это серьезное программное обеспечение, как правило, оно требует дорогостоящего внедрения и отладки.
Отличие ERP от CRM. Сравнивать CRM и ERP не совсем корректно: первая — это система автоматизации и контроля продаж, а вторая — система управления ресурсами, бизнес-процессами в организации.
В CRM вы начинаете работу на этапе заявки и постепенно доводите человека до стадии сделки и повторных продаж. ERP начинает работать на этапе сделки — когда нужно выполнить полученный заказ, отгрузить продукцию, проанализировать финансовое состояние компании. Хотя, разумеется, какой-то четкой классификации нет — разработчики CRM порой встраивают в свою программу элементы ERP, а в ERP-системах CRM часто являются одним из блоков, которыми можно пользоваться.
CRM — это система управления клиентами. ERP — система управления процессами в бизнесе, в которую может входить в том числе и CRM.
Что выбрать — CRM или ERP? Универсального ответа нет, все зависит от специфики бизнес-процессов, размера организации и ваших задач.
ERP пригодится, если ваша компания сосредоточена на повышении эффективности производственных отделов и логистики, если вам нужно сократить производственные издержки, сроки исполнения заказов и увеличить объем выпускаемой продукции.
ERP внедряют в компаниях, где нужно постоянно контролировать загруженность производства, наличие сырья и контрактов на его поставку. Как правило, такие системы есть на заводах, в строительных организациях, на пищевом производстве.
CRM нужна, если вы планируете активно развивать отдел продаж, если именно продажи играют в вашей организации весомую роль. Система нужна для анализа эффективности, автоматизации и систематизации процессов.
Скорректируйте работу специалистов отдела продаж и увеличьте прибыль. Отправьте заявку на бесплатный аудит.
CRM поможет, если в бизнес-процессах есть проблемы.
Работа менеджеров по продажам плохо организована. Сотрудники тратят много времени на обработку заявок и постоянно путаются, кому и что они обещали. В CRM вы настроите сценарий воронки продаж, а дальше система начнет вести менеджеров и клиентов по каждой заявке в соответствии с прописанными этапами и регламентом. И менеджеры будут видеть всю историю общения в карточке клиента.Менеджеры теряются в заявках , забывают отвечать, пропускают обещанные сроки связи с клиентом. CRM будет собирать в одном окне сообщения из разных мессенджеров и других каналов связи. Плюс всегда напомнит, что запланирован созвон с клиентом или нужно сгенерировать для него договор. Это ускорит работу и улучшит качество сервиса.Сотрудники прокрастинируют , есть подозрения, что они плохо работают или пытаются обмануть руководителя, занимаются в рабочее время своими делами. В CRM есть мониторинг активности: вы видите, сколько звонков сотрудники сделали в течение рабочего дня, сколько сделок заключили, на каком этапе воронки продаж их клиенты. Становится понятно, кого из сотрудников стоит поощрить, а с кем провести профилактическую беседу.На создание и отправку документов клиентам тратится много времени. CRM генерирует нужные документы по шаблону, отправит их, проконтролирует статус и сроки оплаты.CRM подходит тем, кто занимается малым бизнесом, специализируется на сделках, которые предполагают хотя бы один прямой контакт с клиентом. Она полезна и тем, кто продает с помощью звонков, писем и встреч с клиентами. Не лишней CRM будет и для компаний, специализирующихся на оптовой торговле, розничных продажах с чеками на приличные суммы или долгим циклом сделки. Это могут быть компании из сферы e-commerce, FMCG, а также автодилеры, фирмы, предлагающие финансовые и страховые услуги, продавцы спецоборудования, HoReCa и прочий бизнес, где нужно предлагать товары и услуги, отслеживать работу сотрудников и контролировать продажи.