редакции
FBS и FBO: в чем различия моделей продажи на OZON и Wildberries

В случае выбора FBS фулфилмент ложится на плечи продавца, при выборе FBO — на торговую площадку. Также возможна передача функции фулфилмента третьему лицу — независимой службе доставки. Например, курьерская служба «Контакт» оказывает услугу фулфилмента, принимает платежи от покупателей и заботится о товаре в случае частичного выкупа.
Фулфилмент маркетплейса — FBO
Распространенная модель сотрудничества — FBO. По условиям соглашения, маркетплейс берет на себя подготовку и доставку товара, самостоятельно осуществляет хранение и комплектацию, работает с возвратами и частичным выкупом. Модель сотрудничества удобна для обеих сторон: магазин не тратит время на исправление ошибок при подготовке товара, а продавец не переплачивает за сотрудников, которые занимаются комплектацией и маркировкой. Несмотря на схожесть моделей FBO у большинства маркетплейсов, существуют нюансы, которые нужно знать продавцам перед началом работы.
FBO на OZON
При заключении договора на FBO с маркетплейсом OZON заботы продавца сводятся к своевременной поставке товара в точку отгрузки. Для отчетности ведется электронный документооборот — для ряда продавцов заполнение многочисленных позиций в форме становится камнем преткновения. Ведение длинных таблиц отнимает много времени и повышает вероятность ошибок, однако так маркетплейс стремится максимально ускорить процесс продаж для покупателей.
Особенности поставок на склады OZON:
- вес товара не более 25 кг — для некрупногабаритных товаров;
- продавец самостоятельно осуществляет выгрузку товара, а если используется электропогрузчик, выдвигаются особые требования к автомобилю;
- поставка на склад осуществляется в строго отведенное время.
Объем товара указывается в литрах, и для продавцов устанавливаются отдельные лимиты на поставки, исходя из габаритов товара и востребованности позиций у покупателей.
FBO на Wildberries
Маркетплейс
принимает заявки на поставку без выходных в любое время суток, что делает его
более привлекательным для продавцов. Электронный документооборот существует, но
необязателен. С недавнего времени комиссия на WB стала
гибкой, т.е. зависит от категории товара, что также удобно для поставщиков. Операционные
процессы автоматизированы, однако расходы на логистику и хранение достаточно
высоки. Торговать на Wildberries по системе FBO выгодно, если товар пользуется
стабильным спросом и относится к среднеценовой категории. При взаимодействии с маркетплейсом по модели FBS
хранение и подготовка товара выполняется продавцом. Маркетплейс выполняет роль
онлайн-витрины и собирает заказы у покупателей. Это позволяет продавцу
контролировать процесс, вести свою статистику продаж и не переплачивать за
невостребованные позиции. Однако на этапе подготовки товара могут возникнуть
сложности, что обусловлено особыми требованиями со стороны маркетплейсов. Требования к
габариту и весу товара при самостоятельной доставке до ПВЗ у OZON менее
строгие. Что касается упаковки, то товар не может быть в черном пакете, сверху
обязательно проставляется маркировка. В основном товары перевозят в картонных
коробках, стрейч-пленке. Более подробно требования к подготовке груза для
приемки прописаны в регламенте. Действующую
систему приемки товаров на WB считают
более сложной, и новичку непросто разобраться с тонкостями подготовки груза.
Маркетплейс выдвигает множество требований к оформлению груза и
документообороту. Из-за ошибок при подготовке товара случаются задержки
поставок, что негативно сказывается на репутации продавца. Идеальной
системы сотрудничества с интернет-магазинами не существует. Большинство
продавцов комбинирует имеющиеся схемы, чтобы получить максимум продаж и не
переплачивать маркетплейсу.

Фулфилмент
продавца — FBS
FBS на
OZON
FBS
на Wildberries
Несмотря на это, работать по системе FBS на Wildberries дешевле. Для товаров, требующих тестирования, такая модель продаж наиболее предпочтительна.