Как и ожидалось, 2021 год не прошел незаметно для постоянно меняющегося рынка ecommerce. В прошлом году мы тоже писали о трендах 2021 года , а в этой статье посмотрим, что еще остается в моде, и что нового готовит нам 2022 год.
Ecommerce продолжает набирать обороты Этот тренд не меняется уже давно, как минимум, с начала пандемии — миллионы людей наслаждаются тем, как легко совершать покупки в интернете, а доверие к онлайн-ритейлерам продолжает расти.
Платформы для покупки становятся все более удобными: добавляются новые способы оплаты и доставки, улучшаются маркетинговые стратегии, которые привлекают все больше новых клиентов. Неудивительно, что электронная коммерция переживает такой бум.
Согласно аналитике в 2021 году рынок e-commerce вырос больше чем на 90% по показателю количества заказов (1,6 млрд) и более чем на 45% в денежном выражении (3,9 трлн руб. объем онлайн-продаж). Эти показатели превосходят прогнозы, сделанные еще год назад.
Упрощение входа в e-commerce с помощью зерокодинга Как известно, прогресс происходит благодаря быстрорастущей конкуренции — сейчас начать заниматься онлайн-бизнесом может практически каждый. Легко войти в онлайн-коммерцию позволяют платформы на основе зерокодинга типа Shopify, о которой мы писали ранее .
Зерокодинг означает то, что вам больше не нужны сложные навыки работы с кодом. Все программное обеспечение, хостинг, SSL-сертификат предоставляет сама платформа. Например, CMS Shopify значительно быстрее и безопаснее, чем многие другие системы управления сайтом, и сможет приспособиться к любым скачкам трафика.
Интерфейс личного кабинета администратора очень удобный и интуитивно понятный, потому что все функции в нем логически структурированы. Также Shopify сам заботится об обновлениях программного обеспечения. Таким образом, легко сосредоточить все свои усилия на продаже товаров и не беспокоиться о технических проблемах.
Рост популярности маркетплейсов Стоит отметить, что несмотря на одинаковую сферу распространения интернет-магазин и маркетплейс как модели продаж сильно отличаются друг от друга. Важнейшее отличие состоит в том, что интернет-магазин представляет интересы собственного бизнеса, маркетплейс же не заинтересован в развитии какой-либо компании или бренда, самое важное для него — увеличение количества продаж на собственной площадке. Об особенностях работы маркетплейсов можете почитать в нашей статье .
Для пользователей маркетплейс кажется гораздо более удобным, чем отдельно взятый магазин — например, на маркетплейсе легче сравнивать цены, есть множество пунктов выдачи или курьерская доставка, к большим маркетплейсам больше доверия, чем к малоизвестным маленьким магазинам. Можно сказать, что маркетплейсы постепенно захватывают мир электронной коммерции.
Ориентация на молодое поколение Время идет, и вчерашние дети становятся подростками, вполне способными оплачивать товары самостоятельно. Почему бы не ориентироваться на такую интересную целевую аудиторию? Понравится им совсем несложно — стоит направить усилия на маркетинг в соцсетях, где молодежь проводит по несколько часов каждый день, например, TikTok . Не забывайте и о новых каналах коммуникации типа мессенджеров, развивайте чат-боты вместо звонков и надоевших имейл-рассылок.
Рост популярности чат-ботов Чат-боты — очень современный и удобный канал коммуникации продавца с покупателем. Они экономят массу времени, могут отвечать клиентам днем и ночью, и их можно внедрить не только в мессенджеры, но и на сайт.
Чат-боты удобны в обращении и обладают большой функциональностью, могут проконсультировать по нужным товарам, размеру, ответить на стандартные вопросы о товаре, проинформировать о статусе заказа, заняться сбором отзывов и даже принимать оплату товара.
Защита окружающей среды Этот тренд постепенно завоевывает как молодых, так и более взрослых пользователей: в связи возросшими экологическими проблемами весь мир начал стремиться к осознанному потреблению. Внедряйте использование более экологичных материалов для упаковки, сокращайте расходы, перечисляйте процент от продаж в благотворительную организацию, которая занимается экологией — клиенты будут благодарны вам за спасение планеты.
Голосовая коммерция Сири, Алиса и прочие голосовые помощники только и делают, что ждут, когда прозвучит ваш голос и попросит их купить что-то приятное и полезное. Сделать заказ можно без помощи клавиатуры или мыши и занимаясь чем угодно — от уборки квартиры до йоги, в тот самый момент, когда мысль о покупке едва пришла вам в голову, не прикладывая больше никаких усилий и не откладывая покупку на потом.
Коммуникация происходит, по большей мере, интуитивно — хочется общаться с помощником как с реальным человеком, а не с роботом, который только и умеет выполнять команды. Также стоить помнить, что каждый из голосовых помощников многозадачен и умеет делать совершенно разные вещи, например, кроме помощи с подбором товара, решать технические вопросы клиента или заменять сотрудников колл-центра.
Сейчас принято считать, что «голосовой шоппинг» наиболее перспективен для недорогих товаров, которым не так важна визуализация, потому что покупатель уже точно знает, что выбрать или просто хочет пополнить запас имеющихся дома предметов.
Видеоконсультации из оффлайн-магазинов Основная сложность онлайн-продаж состоит в том, чтобы побудить покупателя приобрести товар без физического взаимодействия с ним. Демонстрация товаров по видео из оффлайн-магазинов возникла как способ стимуляции продаж во время пандемии и остается популярной и сейчас.
На видео можно рассмотреть товар в его реальном размере, цвете и даже получить туториал о том, как его использовать. Даже если оффлайн-магазина у вас нет, делайте акцент на видео-контент — записывайте бекстейджи, сторис. Все это заставит ваш товар стать более реальным в глазах клиента и подтолкнуть его к решению о покупке, таким образом, увеличить конверсию .
Подписка на товары Такая механика покупки товаров, как подписка, становится все более и более популярной — человек освобождается от необходимости многократно оформлять заказы товаров и беспокоиться о том, чтобы специально выделять на это время. Товары приходят вовремя, а запас нужных продуктов не кончается — никаких поводов для беспокойства и тревожности, которые так распространены в наше время; а вы получаете стабильного клиента.
Плюс ко всему за подписку можно предлагать бонусы или скидки, что тоже очень удобно и помогает оставить клиента в списке постоянных покупателей. В коробки можно класть небольшие подарки — пробники новых продуктов, тем самым, увеличивая радость клиента от ожидания вашего товара. Однако стоит помнить о том, что логистика должна быть продумана до мелочей, ведь задержка долгожданной коробки с товаром может вызвать недовольство клиента и разрушить бизнес.
Главное препятствие на пути бизнес-модели подписки — то, что клиент единовременно должен расстаться с достаточно крупной суммой денег. Тем не менее, такое сложное решение ему нужно принять лишь раз, в дальнейшем психологическая нагрузка, связанная с принятием выбора о покупке снижается.
Снижение сроков доставки Условия и скорость доставки при выборе товара покупателем играют немаловажную роль, так что вопрос логистики остается актуальным как никогда. Чтобы успевать доставить товар вовремя, попробуйте наладить сотрудничество с крупными службами доставки — они могут организовать более быструю доставку в те регионы, куда вы обычно поставляете товар.
Также не помешает предоставить клиенту возможность выбора удобного способа доставки и условий возврата. Чем удобнее окажется процедура покупки и получения ваших товаров и услуг для клиента, тем выше вероятность, что он еще не раз к вам вернется.
Помните о том, что с ростом популярности маркетплейсов люди привыкают к быстрой доставке за несколько дней, поэтому если вы предоставляете долгие сроки доставки, то можете потерять большое количество покупателей.
Если вы владелец дропшиппинг-бизнеса, то стоит задуматься об оптимизации логистики с помощью фулфилмент-центров или дропшиппинг-агента .
Платежное разнообразие Простота и удобство совершения платежей может стать одним из определяющих факторов в выборе интернет-магазина. Поэтому разнообразие вариантов оплаты — это сильное конкурентное преимущество и удачный способ повысить конверсию.
О лучших способах для приема международных платежей мы писали в статье .
Ожидается, что все больше и больше ecommerce компаний начнут принимать платежи в новых форматах, например, в криптовалюте . Однако с такими нововведениями стоит задуматься о повышенном риске кибермошенничества и по максимуму защитить себя и своих покупателей.
Также стоит учитывать тот факт, что по мере своего развития мир электронной коммерции подстраивается под изменения поведения потребителей. Появление такого тренда, как «покупай сейчас — плати позже» (Buy Now Pay Later), является ярким примером инструмента, который идеально закрывает финансовые возражения покупателей онлайн-магазинов и приводит к увеличению конверсии .
Этот тренд, несомненно, будет развиваться и масштабироваться, поэтому за ним нужно внимательно следить и грамотно внедрять в свои онлайн-магазины.
Рост расходов на привлечение клиентов Одной из главных тенденций электронной коммерции станет увеличение затрат на удержание прежних клиентов, так как привлечение новых обходится компаниям гораздо дороже. Поэтому компании сейчас так склонны укреплять связи со старыми покупателями, ведь те уже любят бренд и верят в него, следовательно, готовы тратить на покупки больше.
Если бренд поддерживает лояльность клиентов, они начинают ощущать себя ценными и готовы претерпеть некоторые недоразумения, которые могут случиться по вине компании или службы доставки. В этом отлично помогают программы лояльности — специальные бонусы, подарки и купоны ко дню рождения.
Также, если опыт взаимодействия покупателя с компанией был положительным, то наверняка он поделится им со своими друзьями, которые тоже захотят попробовать ваш продукт.
Омниканальность Для начала повторим, что такое омниканальность. По сути, омниканальность — это объединение каналов общения с клиентом в одну связную систему. Клиенту должно быть удобно использовать как один из таких каналов, так и двигаться между ними, например, между сайтом и приложением. Так, современные покупатели обычно не просто заходят на сайт и остаются там, а переходят в соцсети или вообще идут в офлайн магазин, чтобы посмотреть на товар вживую.
Омниканальность нельзя отнести к новым трендам, однако в ее использовании всегда остается место для креатива — всегда можно запустить крутой флешмоб в соцсетях или выпустить на улицы города передвижной магазин в грузовике, чтобы покупатели находили больше точек соприкосновения с брендом.
О лучших каналах привлечения трафика в интернет-магазин мы писали в одной из наших статей .
Омниканальность включает в себя множество преимуществ — улучшенный процесс сбора данных о покупателях и как следствие, повышение их уровня удовлетворенности.
Персонализация Персонализация — одно из главных преимуществ перед традиционной торговлей. В целом, это сложный процесс, который требует значительных временных и финансовых ресурсов, а также большой экспертизы в области сбора и анализа данных.
Персонализированный подход делится на взаимодействие с пользователем на сайте интернет-магазина и на коммуникацию после того, как пользователь закрыл сайт. На первом этапе важно учесть интересы и предпочтения пользователя и помочь ему легко и быстро совершить покупку. К последующему взаимодействию можно отнести email-рассылки , sms и push-уведомления, сообщения в мессенджерах и других каналах. То есть всю коммуникацию, которая призвана вернуть пользователя в интернет-магазин и мотивировать к совершению повторных покупок.
Персонализация интернет-магазина напрямую влияет на успешность продаж и увеличивает все показатели эффективности интернет-магазина. Клиенты предпочитают, чтобы процесс общения с компанией был заточен под их уникальные потребности, и персонализация как раз направлена на создание долгосрочных отношений с ними.
Итоги Мы считаем, что первый шаг к изменениям в новом году — это узнать о новых трендах и понять их. Надеемся, что чтение нашей статьи помогло вам в этом. Однако, чтобы быть на гребне волны, вам придется не только принять эти тренды, но и адаптироваться к ним.
Наверняка в 2022 году появится еще множество других трендов, кроме тех, что мы перечислили выше, и мы будем рады рассказать вам о них в следующий раз. А пока советуем подписаться на нашу рассылку, чтобы следить за последними новостями в такой быстро развивающейся сфере, как ecommerce!