Главное Авторские колонки Вакансии Образование
13 828 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Какие ниши бизнеса будут востребованы в санкционный кризис: мнение эксперта

С предпринимательским мышлением можно найти выход даже из самой трудной ситуации, если использовать новые возможности там, где остальные видят только негатив.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Содержание:

  1. Какой бизнес в условиях санкций пострадает больше всего
  2. Какие ниши будут востребованы в 2022-м
  3. Советы для предпринимателей: как удержаться на плаву
  4. Выход на маркетплейсы как антикризисная мера

Под давлением санкций экономика России претерпевает фундаментальные изменения, из-за которых далеко не каждый бизнес в период кризиса сможет выжить. И все-таки с предпринимательским мышлением можно найти выход даже из самой трудной ситуации, если использовать новые возможности там, где остальные видят только негатив.

Яркий пример тому — предприниматель и основатель школы бизнеса на маркетплейсах Лео Шевченко, который уже реализует эффективные антикризисные мероприятия и готов поделиться советами с коллегами.


Лео Шевченко, основатель Школы Маркетплейсов

Какой бизнес в условиях санкций пострадает больше всего

Очевидно, что в незавидном положении окажутся туристические фирмы, авиаперевозчики, а также все компании, зависящие от импорта и международных расчетов. Кроме этого, у бизнесов возникнут проблемы, связанные с переменами в платежеспособности потребителей.

— В 2022-м у большинства российского населения снизятся доходы — главным образом из-за инфляции. На этом фоне мы будем наблюдать падение спроса во многих нишах, за исключением жизненно необходимых. Сильнее всего это будет ощущаться в ценовых сегментах премиум и средний плюс. В ближайшем будущем на них не стоит делать ставку, — рекомендует Лео Шевченко. — На тех рынках, где спрос останется примерно на прежнем уровне, многие покупатели начнут экономить на качестве продукции, средний чек упадет. Нелегко будет всем, но бизнесы, которые смогут быстро подстроиться под новые реалии, удержатся на плаву. Прежде всего это микро- и малые предприятия — они самые гибкие, им легче найти новых поставщиков, переключиться на более дешевую продукцию или вообще сменить направление своей деятельности.

Какие ниши будут востребованы в 2022-м

— Несмотря на ущерб экономике, в условиях санкций у малого бизнеса появляются недоступные ранее возможности. Например, занять сферы, освободившиеся после ухода с российского рынка иностранных компаний, — рассуждает предприниматель. — Это самое очевидное решение, но есть и другие.

Рассмотрим, какие ниши эксперт рекомендует выбирать в 2022-м.

Бытовая химия, средства гигиены, косметика


Такие крупные игроки, как Unilever, Procter&Gamble, Colgate-Palmolive значительно сократили свой ассортимент на российском рынке, оставив только средства первой необходимости. Предложение резко снизилось, а вот серьезного падения спроса в этой нише не наблюдается. Так что новые игроки на этом рынке будут весьма кстати.

Аналогичная ситуация складывается в парфюмерной и косметической отрасли, которую покинули L’Oréal, Estee Lauder, Sephora и другие известные бренды.

Мода


Деятельность в России приостановило множество компаний: H&M, Mango, Bershka, Zara, Pull&Bear, Adidas, Nike, Puma, Vans и другие. Значительная часть рынка одежды и обуви освободилась, открылись перспективы для отечественных предпринимателей. Лео Шевченко, как владелец швейной фабрики и розничный продавец собственной продукции, дает довольно оптимистичную оценку этой отрасли:

— Люди не перестанут покупать одежду, хотя средний чек, вполне возможно, снизится. Сейчас падение рынка составляет около 5-7%, что совершенно не критично по сравнению с многими другими отраслями.

Продукты питания


На еде люди экономят в последнюю очередь, так что продуктовый бизнес и в кризис может чувствовать себя вполне комфортно.

— Обычно я не рекомендую эту сферу начинающим предпринимателям, потому что она довольно сложная. Помимо всего прочего нужно следить за сроками годности, условиями хранения, думать, как защитить товар от грызунов на складе и т.д. Но если вы уверены в своих силах или у вас уже есть опыт в таком бизнесе, в текущих условиях эта ниша — одна из самых привлекательных, — резюмирует предприниматель.

В то же время стоит учитывать, что социально значимые продукты могут попасть под государственный контроль цен. Есть смысл заранее продумать, как в таком случае компенсировать убытки или недополученную прибыль.

Товары для животных


Еще одна отрасль, в которой не ожидается значительного падения спроса. Но сэкономить покупатели попытаются и здесь, так что Лео Шевченко советует делать ставку на товары сегментов средний минус и эконом.

Товары для садоводства

— Все, у кого есть такая возможность, будут выращивать еду самостоятельно. Эта тенденция появилась еще в начале пандемии, и продолжится в текущий кризис. Сейчас, кстати, начало сезона и самое время заходить в эту нишу, — делится предприниматель.

Так что, выбирая, каким бизнесом заняться в условиях санкций, прежде всего стоит ориентироваться на материальное положение потребителей. Лео Шевченко подчеркивает, что в этом отношении у e-commerce (и в частности маркетплейсов) есть преимущество перед офлайн-бизнесом:

 Грамотным предпринимателям на маркетплейсах довольно легко следить за изменениями потребительского поведения. Просто открываешь сервис аналитики и изучаешь любую нишу, которую считаешь потенциально востребованной в 2022-м. На интенсиве мы даем бесплатный доступ к одному из таких сервисов и учим, как им пользоваться. Для офлайн-бизнеса собирать актуальные данные по рынку намного дольше и сложнее.


Аналитика востребованности товаров в Маркетплейсах

Советы для предпринимателей: как удержаться на плаву

Кроме выбора востребованной ниши важно быстро и грамотно перестроить свой бизнес под новые реалии. Лео Шевченко дал несколько советов, как это сделать:

  • убрать из ассортимента товары с низкой маржинальностью и оборачиваемостью (на основе ABC-анализа);
  • пересмотреть штатную политику: сократить часть персонала, перевести сотрудников с оклада на KPI;
  • закупить как можно больше товара, пока цены не поднялись еще сильнее;. найти резервных поставщиков;
  • при продвижении продукции делать акцент не на эмоциональную, а на рациональную составляющую (финансовая выгода, технические характеристики), поскольку процент импульсивных покупок в кризис значительно снизится;
  • отложить рискованные эксперименты до лучших времен.

Выход на маркетплейсы как антикризисная мера

Еще пандемический кризис показал, что будущее за e-commerce, и сейчас эта тенденция остается актуальной. Для этого есть несколько предпосылок. Во-первых, все уже привыкли к онлайн-покупкам, и нет причин менять свои привычки. Во-вторых, в любой кризис люди предпочитают проводить свое свободное время дома — и мотивировать их что-то купить проще в Интернете.


Причем отдельные офлайн магазины проигрывают по популярности маркетплейсам — онлайн-гипермаркетам, где есть практически любые товары. Покупателей привлекает не только огромный ассортимент, но и удобство выбора, надежность, программы лояльности. А для предпринимателей это значит, что не нужно платить за разработку, обслуживание и продвижение собственного сайта.

Кстати, из всех маркетплейсов, привычных для российских пользователей, Лео Шевченко рекомендует Wildberries:

— У WB 96% органического трафика — самый высокий показатель среди аналогичных площадок. То есть практически все посетители маркетплейса заходят туда самостоятельно и целенаправленно, не по рекламе. Это одна из причин, почему для Wildberries кризис будет менее ощутим, чем для других маркетплейсов, где органика составляет менее 80%.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.