Как бизнесу адаптироваться к новым площадкам: особенности Телеграма и ВК
Весной 2022 бизнес активно перетекает на новые площадки, где компании продолжат сражаться за аудиторию. Составить конкуренцию тем, кто в Телеграме и в ВК уже давно, поначалу будет сложно. Но вот оторваться от тех, кто пришел из Фейсбука* и Инстаграма* только в этом году, вполне возможно. Для этого нужно лучше изучить особенности и фишки новых площадок, чтобы усилить за счет них свою стратегию и как можно быстрее начать продвигаться грамотно и эффективно.
Нюансы и фишки ВК
ВКонтакте — развитая соцсеть с полноценным инструментарием. В дополнение к уже имеющемуся функционалу площадка активно выкатывает обновления в связи с потоком новых пользователей в 2022 году. В частности с апреля здесь можно редактировать посты в течение недели после публикации — раньше на это давалось только 24 часа, а также ставить темную тему — как в мобильном приложении, так и в веб-версии.
Посмотрим, что интересного есть в ВК. В ВК самые широкие возможности для самопрезентации из всех известных соцсетей. Здесь нет жестких ограничений по символам в описании, но есть несколько страниц для информации о себе, которые полноценно совмещают в себе резюме и подробную личную анкету. К информации профиля можно перейти, кликнув «Редактировать» под своей аватаркой в веб-версии ВК. Здесь есть несколько разделов: На личной странице можно рассказать не только о профессиональных навыках и опыте, но и поделиться взглядами для более близкого знакомства с подписчиками. Во ВКонтакте свобода ссылок, то есть вы можете размещать в постах, Историях, в контактах как внутренние ссылки, так и вести людей на внешние ресурсы, например, на сайт, в другую соцсеть или в интернет-магазин. И не надо изворачиваться — писать пост, вести людей из него в сторис, а оттуда — куда-то еще. Есть один нюанс. Раньше считалось, что ВК неохотно рекомендует посты с внешними ссылками в ленте, и их охваты меньше. Однако профессиональные маркетологи, в частности Анастасия Югова, считают, что охваты зависят от кликабельности ссылки, а не от ее наличия или принадлежности к внутреннему или внешнему ресурсу. Если пользователи активно кликают по ссылке — охват будет высокий. У ВК открытый API, благодаря чему можно собрать максимум полезной информации об аудитории с помощью парсеров. Вы можете узнать пол, интересы, образование подписчиков, а еще — на какие сообщества они подписаны, в том числе подписались недавно. Вы можете собрать горячую аудиторию конкурентов, сегментировать и настроить на нее таргетированную рекламу. Инструменты для этого есть в парсере Pepper.Ninja. А как искать через него потенциальных клиентов, можно прочитать в статье «Как собрать базу подписчиков конкурентов и поработать с ней на пользу своему бизнесу».
Во ВКонтакте пользователи могут предлагать свой контент в группах. Это очень полезная фишка ВК для публичных сообществ, за счет которой: Можно включать и отключать функцию по желанию. Подключить опцию может только владелец или администратор сообщества. Для это нужно: Если функция недоступна, нужно перевести сообщество в публичную страницу. С репостами во ВКонтакте нужно разобраться. По умолчанию кнопка «Поделиться» есть под каждым постом. Легко можно сделать репост внутри соцсети к себе на страницу, в Историю, сообщество или в личное сообщение. Трудности могут возникнуть, если нужно поделиться публикацией из ВК где-то еще. Чтобы поделиться постом на других площадках, нужно после нажатия кнопки «Поделиться» переключиться на вкладку «Экспортировать». ВК сгенерирует прямую ссылку на публикацию и код для вставки на сайт. Во ВКонтакте можно откладывать публикацию постов внутри соцсети. Для этого при подготовке поста нужно нажать на «Сейчас» чуть ниже поля для ввода текста. Появится окошко, в котором можно выбрать день и время автоматического выхода публикации. После того, как назначили время, жмите «В очередь» — запись встанет в очередь на публикацию. Запланированные записи можно посмотреть во вкладке «Отложенные», которая появится в сообществе или на личной странице после создания первой отложенной публикации. Посты, которые здесь хранятся, можно отредактировать, удалить или опубликовать сейчас. Если нужно больше возможностей, используйте сервис автопостинга SMMplanner. К нему можно подключить сообщество или аккаунт не только в ВК и настраивать автоматический постинг сразу в несколько соцсетей.
Есть встроенный фоторедактор, чтобы создать обложку при планировании поста, возможность добавить ссылку, первый комментарий, а также назначить удаление публикации в определенное время, если, например, это рекламная запись и у нее есть срок актуальности. В SMMplanner можно планировать не только посты, но и сторис в ВК, публикации для платных подписчиков, отмечать записи как рекламные, выключать комментарии. Мощная и развитая соцсеть ВКонтакте с дополнительными инструментами становится еще более функциональной и полезной для бизнеса. Телеграм — больше, чем просто мессенджер. В нем можно вести публичные и закрытые каналы, монетизировать контент, подключать ботов и даже сделать интернет-магазин. В нем есть уникальные быстрые реакции и можно загружать собственные оригинальные стикеры. И, конечно, в ТГ удобно общаться с аудиторией, особенно если разобраться в его неочевидных функциях и возможностях. Вот наиболее полезные и интересные фишки Телеграма для бизнеса. Любое сообщение в ТГ, на канал или в личный чат, можно сделать отложенным. Для этого нужно зажать кнопку отправки сообщений на телефоне и выбрать «Отправить позже» или Schedule message. В веб-версии меню появляется по клику правой кнопкой мыши на самолетик в строке отправки сообщения. Также в этом меню можно настроить бесшумную отправку послания — тогда сообщение придет без звука. Таким образом можно отложить до 100 сообщений максимум на год. Пригодится, если нужно заранее спланировать публикации, чтобы сходить на неделю в отпуск, например. Неограниченное количество постов с видео, картинками, опросами можно запланировать через сервис автопостинга SMMplanner, о котором мы уже говорили выше. Подробнее о настройке автопостинга — в статье «Автопостинг в Телеграме: боты, сервисы, возможности». Чтобы не запутаться в личных, тематических и рабочих чатах и каналах, их можно отсортировать по папкам. Чтобы создать папку, зайдите в Настройки → Папки → Создать новую папку. Укажите название, например, «Личные» или «Проекты», и добавьте туда соответствующие чаты. Также можно отправить чат в архив, чтобы убрать его из общей ленты, но не удалять. Для этого в веб-версии кликните по чату правой кнопкой и выберите «В архив». На телефоне нужно зажать чат и выбрать среди появившихся сверху значков коробку со стрелочкой. Чтобы отобразить архивные чаты на телефоне, потяните список с чатами вниз — скрытая папка отобразится сверху. В ТГ можно вести прямые трансляции и стимы в каналах. Для этого создайте группу, можно даже из 2 человек, запустите видеочат и начните вести трансляцию с камеры или переключитесь на захват изображения с телефона. Так, например, можно показывать функционал мобильных приложений, настройки в фоторедакторе и прочее, а в веб-версии — транслировать изображение с экрана компьютера, например, открытую вкладку в браузере. Так можно записывать небольшие уроки или видеоинструкции, если не хотите устанавливать и разбираться со сторонними приложениями для захвата экрана. В Телеграме можно вступить в локальные группы и обменяться контактами с людьми поблизости. Для этого в общем меню найдите пункт «Люди рядом». В первом списке показаны люди, которые находятся недалеко от вас и дали разрешение транслировать свою местоположение. В списке ниже — локальные группы. Включите опцию «Показывать меня здесь», чтобы вас или ваш канал могли увидеть другие пользователи Телеграма, которые находятся в том же районе. В Телеграме множество внутренних ботов, которые помогают в разных задачах. Например: бот @gif ищет гифки по ключевым словам, @smmgenabot подсказывает хештеги по ключевым словам и фото, предлагает идеи для постов, @youtube ищет видео на Ютубе по названию. Ботов можно найти в общем списке Телеграма, поискать в интернете или по названию. О полезных ботах в ТГ можно почитать в статье «Топ-34 полезных бота в Телеграме в 2022 году». Еще в Телеграме можно создать и настроить собственного бота. Об этом читайте в статье «Гайд: как создать и настроить бота в Телеграме». В собственном боте можно настроить автоответы, проводить конкурсы, рассылать новости, показывать товары из каталога. Такие помощники очень полезны, например, для интернет-магазина в Телеграме. В Телеграме большое количество стикерпаков — здесь их могут добавлять не только одобренные художники или бренды, но и все желающие. Это привлекательная фишка площадки, так как с помощью собственных стикеров можно не только разнообразить общение в чате, но и продвигаться. Изображение для стикера должно быть в формате PNG или WEBP и вписываться в квадрат 512×512 пикселей (одна сторона может быть меньше). Добавить свои стикеры в Телеграм можно через @Stikers — это еще один полезный бот. В наборе может быть до 120 статичных или анимированных стикеров. Прочитанное хотя бы одним человеком сообщение в группе или чате Телеграма помечается двумя зелеными галочками. Чтобы узнать, кто конкретно или сколько человек посмотрели сообщение, тапните по нему. В чатах отображается, кто конкретно прочитал сообщение, в каналах — только количество пользователей. В чатах и каналах есть быстрые реакции на сообщения. Смайлы появляются при нажатии на сообщение, и можно выбрать, каким отреагировать. Так пользователям не нужно отвечать на каждый пост, можно просто оставить нужную реакцию. Выбранный смайл отобразится внизу сообщения. Также можно присоединиться к чужой реакции, кликнув по смайлу, который кто-то уже поставил посту. Чтобы удалить реакцию, нужно кликнуть по смайлу еще раз. В настройках можно выбрать приоритетный смайлик для мгновенной реакции по двойному нажатию на сообщение. Для этого зайдите в Настройки → Настройки чатов → Быстрая реакция. В обычных чатах быстрые реакции включены по умолчанию. В групповом чате или канале, где вы администратор, можно подключить, отключить или настроить реакции, которые могут оставлять другие пользователи. Для этого нужно перейти в настройки чата (кликнув по названию) → параметры (карандашик в правом верхнем углу) → Реакции. В разделе можно полностью или частично выключить реакции, например, отключить негативные. Быстрые реакции в Телеграме можно использовать, чтобы понять, какой контент нравится пользователям, или провести голосование. В Телеграме можно запретить подписчикам и администраторам канала копировать, делать скриншоты, сохранять или пересылать контент. Чтобы включить настройку, зайдите в редактор канала или группы (карандашик в правом верхнем углу) → Тип канала → Запретить копирование. Ограничение на распространение контента помогает защитить авторское право и полезно, если вы ведете платный закрытый канал и не хотите, чтобы подписчики пересылали ваши посты своим друзьям. В 2022 году в ТГ появилась новая функция, которая позволяет скрывать текст в отсылаемых сообщениях. С помощью нее можно скрыть, например, спойлер из фильма, чтобы не делать отдельное предупреждение для тех, кто еще не смотрел. Скрытый текст закрыт серым прямоугольником — нужно нажать на него, чтобы прочитать слова. Чтобы сделать часть текста скрытой, выделите ее до отправки сообщения, кликните по трем точкам и выберите стиль текста — Скрытый. Можно добавить и другие эффекты в текст, например, сделать его жирным или подчеркнутым. Замаскированный текст не отображается, пока по нему не кликнуть, ни в чате, ни в списке чатов, ни в уведомлениях. Если прочитать текст, выйти из чата и зайти в него повторно, текст снова будет скрыт. Используйте эту функцию, чтобы интриговать подписчиков или скрывать важную информацию от лишних глаз. Встроенная функция Телеграма, благодаря которой можно приглашать в канал или группу новых пользователей и отслеживать подписки. Уникальные ссылки работают аналогично UTM-меткам. Чтобы поделиться такой ссылкой, нужно зайти в редактор канала или группы (карандашик в правом верхнем углу) → Тип канала → Управление приглашениям → Создать ссылку. В этом же меню вы сможете увидеть количество действий, совершенных по ссылке. Функция может быть полезной, чтобы отслеживать эффективность рекламы. Еще одна интересная особенность площадки для тех, кто зарабатывает на контенте и рекламе. В Телеграме можно создать и монетизировать закрытый канал. Для этого скачайте и установите версию ТГ для компьютера, найдите в левой верхней части экрана три горизонтальные линии меню, а в нем — пункт «Создать канал». Затем ему нужно дать название, загрузить логотип, создать описание, выбрать тип канала — публичный или частный. Необязательно сразу делать канал закрытым, к этому можно перейти в любое время. Далее канал нужно раскрутить или привести туда аудиторию с других площадок. Чтобы запустить контент по платной подписке, используйте официальный и легальный бот Donate в Телеграме. Доход с канала в ТГ можно получать и другими способами: размещать рекламу, продавать группы с активной аудиторией, продвигать инфопродукты — выберите ту стратегию, которая вам больше подходит.
Подробное резюме
Ссылки в постах
Открытый API
Предложка в сообществах
Особенности репостинга
Отложенный постинг
Нюансы и фишки ТГ
Отложенные сообщения в Телеграме
Сортировка чатов по отдельным папкам
Видеостримы и трансляции в Телеграме
Поиск людей рядом и обмен контактами
Боты внутри Телеграма
Возможность загрузить свои стикеры
Счетчики просмотров в группах и чатах
Быстрые реакции в Телеграме
Запрет на копирование и репост контента из группы
Скрытый текст в Телеграме
Уникальные пригласительные ссылки
Создание и монетизация закрытых каналов