Маркетинг в 2000-е – это как бизнес в 90-е
Я стал заниматься маркетингом в 2000-е, когда ты был крутым маркетологом уже потому, что делаешь что-то большее, чем объявления в "Из Рук в Руки". Я придумал для своих клиентов, а потом и для своих компаний маркетинговые штуки, которых никто никогда не делал. В последнее время я часто узнаю о том, что такие же штуки заморские компании мутили 20-30-100 лет назад (реально – есть штука столетней давности). Мне, с одной стороны, приятно – всё же, как бы, ставит нас, недопернатых, в один ряд с великими. С другой – тошно, ведь я целое десятилетие изобретал велосипеды. И ещё этому учил. Это вообще смешно.
Девяностые закончились, как известно, двумя способами. Добрая половина – разложена по кладбищам, вторая – накопила некислый опыт. Теперь, впрочем, этот опыт ничего почти не стоит, и мальчики с планшетиками строят торговые империи, не выходя из кафетерия. Как и маркетинговые знания периода двухтысячных. "Слабоумие и отвага" больше не в моде, начитанность и "категория общих знаний" больше не в тренде, больше не даёт преимуществ.
Половина гуру маркетинга двухтысячных – на свалке истории. Сброшены с парохода современности новоявленными эсэмэмщиками, да директологами. Наши знания и опыт теперь годятся только для мемуаров и нытья в фейсбуке. Современные технологии практически позволяют каждому стать каждым. Нужно – научился делать лендинги. Важно – посмотрел вебинар, настроил Директ. Лень – пошёл на Kwork, заказал за 500 рублей.
Выход один. Садиться за учёбу. Осваивать новые технологии, вникать в новые концепции, учиться у побеждающих кедоносцев, как ни комично это выглядит изнутри себя. Хихикать над БМ, но в двухчасовом словесном поносе этих гавриков всё же находить полушку смыслов. Плакать над неэффективностью этого, но постепенно копить – копить на какое-то новое понимание маркетинга.
Мы недолго посмеялись над обломом Тинькова с Оливьеро Тоскани, и забыли. А ведь это был знак. И Олег Юрьевич его прочитал, а мы – были слишком надменны для этого. В истории маркетинга 2000-х все мы – Тоскани, хотя всегда представляли себя "тиньковыми". Наш университет – маркетинг двухтысячных. Его диплом оказался малозначимой бумажкой. Как говорила одна из моих учительниц – "в нужник, на гвоздик". Серафим Саровский всю жизнь носил с собой Евангелие, а мы – томик условного "огилви". Только вот Серафим – святой, а в нас – почти ничего святого.
Учиться, а не учить. Одно из главных моих открытий за последний год. И даже приятно, что я дошёл до этого не через отсутствие благодарных учеников, а через осознание собственной для них бесполезности.
А вообще, всё ведь повторяется. И скоро крутыми будут считаться маркетологи, делающие что-то большее, чем объявления в Директе. Только вот столетний опыт крутых западных компаний можно теперь погуглить за 10 минут, а внедрить – ещё до обеда. Цифры опять победили слова, а кеды – туфли.
В девяностых было модно заказывать себе памятники в полный рост, с шестисотым мерсом и золотой цепью. Маркетологи двухтысячных могут позировать на фоне томика Огилви, например. С пером и шпагой.
Хотя, это лучше, чем памятник на фоне лендинга по продаже поддельных часов.
PS: простите.