редакции Выбор
Приложение внутри чат-бота Telegram — альтернатива в условиях блокировок в сторах. Кому подойдет?
После февральских событий российский бизнес лишился двух важных каналов продвижения и продаж — соцсетей Facebook* и Instagram*. Официального запрета вести корпоративные и личные аккаунты не последовало, однако рекламные возможности все-таки отключили.
По аналитическим исследованиям, охваты в соцсетях у постов и сториз снизились почти втрое: Instagram* потерял до 55% объема русскоязычного контента и 54% публикуемых авторов контента, число авторов в Facebook* снизилось на 33%, а общий объем публикуемого контента упал на 40%.
Все крупные бренды либо ушли из соцсетей, либо полностью приостановили свою активность на этих площадках. Бизнес ринулся в доступные и очевидные альтернативы — «Вконтакте», «Одноклассники», и — Telegram.
Ситуация с конкуренцией в основных каналах достигла исторического пика. Рекламные ставки взлетели до масштабов, которые не порадовали ни один бизнес.
В марте и апреле аукцион «Вконтакте» просто хронически ломался:
- наблюдались проблемы с модерацией объявлений;
- многие рекламодатели просто не могли зайти в свой рекламный кабинет из-за большого притока рекламного трафика на платформу;
- цены за 1000 просмотров колебались от 200 до 2000 руб. и выше.
Все ли так плохо?
Конечно, нет, если вы следите за digital-тенденциями и не зацикливаетесь на классических инструментах привлечения клиентов, а готовы тестировать новинки и гипотезы, понимая их пользу для бизнеса.
Как можно заметить, именно Telegram в России вырос двукратно самыми быстрыми темпами по сравнению с остальными платформами. DAU мессенджера к июню достигло 40 млн и на данный момент составляет более половины от всех пользователей Рунета.
У платформы много очевидных преимуществ:
- площадка бесплатна в использовании;
- начать развивать новую группу или канал проще, по сравнению с другими каналами;
- можно автоматизировать работу бизнеса с помощью веб-ботов без мобильных приложений.
Это все мы знали про любимый россиянами мессенджер и раньше, но не так давно Telegram анонсировал уникальную новинку, которая с большой вероятностью сильно повлияет на трансформацию бизнес-сценариев: веб-приложения внутри чат-ботов.
Сами авторы мессенджера называют обновление переходом чат-ботов «в новое измерение».
Что это такое?
С точки зрения пользователя — это полноценные сайты, запускающиеся по тапу в знакомом чат-боте, но глубоко интегрированные в экосистему Telegram, визуально выглядящие однородно с дизайном самого мессенджера.
С точки зрения разработчика — любой, ничем не ограниченный интерфейс в браузере, раскрывающийся поверх интерфейса мессенджера.
Почему это так круто? Вся бизнес-логика TWA написана на JS на стороне веб-страницы. Это значит, что издатель приложения может использовать абсолютно любые идеи в дизайне и структуре приложения, а ведь именно они и стопорили глобальное развитие чат-ботов: раньше они выглядели достаточно монструозно и отстало.
В этом и состоит уникальность TWA: можно делать красивые интерфейсы с любой логикой, не затрачивая огромные бюджеты на дорогостоящую разработку, как в случае с нативными приложениями, которые требуют кода на Objective-C, Swift или Kotlin.
В чем выгода для бизнеса?
- Можно дать клиентам любое приложение — онлайн-магазин с каталогом товаров, онлайн-витрину с корзиной и формой оплаты, программу лояльности или систему кешбека для постоянных клиентов.
- Владелец бизнеса экономит на стоимости разработки и получает готовое бизнес-решение за пару недель вместо нескольких месяцев, а в сложных проектах — лет.
Если вы ведете бизнес, то у вас точно есть сайт, а значит, — можно в сжатые сроки переиспользовать его дизайн и структуру при помощи логики front-end, адаптировать их для отображения в чат-боте — и больше ничего не потребуется, вы готовы к продажам в Telegram!
Для создания эффективной и устойчивой воронки продаж, как правило, используется целый ряд звеньев одной цепи:
- сайт;
- нативное приложение;
- чат-бот;
- колл-центр.
Отпадает необходимость уводить клиента из привычного мессенджера, поскольку теперь весь симбиоз широты функционала и удобства интерфейсов доступен в рамках мессенджера. Это кратно сокращает CJM и повышает его конверсионность.
Помимо этого, преимущество Telegram WebApp еще и в том, что пользователю не нужно устанавливать отдельное приложение и забивать память своего устройства. Не нужно даже переходить в браузер — бренд будет присутствовать в жизни клиента в интерфейсе мессенджера.
В современных реалиях, когда приложение может быть удалено из зарубежных сторов, такой вариант взаимодействия с потребителем очень актуален.
И наконец, Telegram WebApps полностью меняют логику маркетинга в мессенджерах: они могут собирать данные пользователей, открывая новые возможности таргетинга и настройки аудиторий.
Имея на руках IP-адрес пользователя и подключив к своему боту пиксели «Вконтакте» (или Facebook*), бизнес сможет «возвращать» человека, хотя бы раз зашедшего в бота. Как и к обычной веб-странице, к боту можно подключить привычные аналитические системы и пользоваться всем спектром маркетинговых инструментов.
Именно сейчас, когда бизнес направил основные рекламные бюджеты на «Вконтакте», «Яндекс.Директ», «Одноклассники», «Дзен» или другие площадки, конкуренция в новом инструменте будет минимальной. А как бесплатный бонус вы можете использовать то, что новые инструменты в привычных каналах всегда создают некий инфо-бум и надолго привлекают внимание аудитории.
Компоненты и логика создания TelegramWebApp
Приложение состоит из основной кнопки и веб-страницы, которая загрузилась по тапу на кнопку — вы можете протестировать TWA на примере официального тестового бота от разработчиков Telegram.
Как мы уже сказали выше, функционал, интерфейс и дизайн самой веб-страницы ничем не ограничен: пользователь видит на экране мини-приложение в привычном интерфейсе мессенджера. Соответственно, TWA — это сайт, который открывается в интерфейсе Telegram.
Подключение веб-страницы
Подключить веб-страницу к клиенту Telegram очень просто: нужно поместить скрипт telegram-web-app.js в теге
перед любыми другими скриптами, размещенными на странице.Цветовые схемы приложений
Функционал TWA подразумевает, получение данные о текущей цветовой теме пользователя в онлайн-режиме, настроить внешний вид интерфейсов можно в соответствии с ней.
Например, когда пользователь переключаются между дневным и ночным режимами или использует различные пользовательские темы. Для этого в мессенджере доступны настройки цветовых схем, работа с основной кнопкой (изменение шрифта, цвета, видимости кнопки, ее активности).
Рекомендации по проектированию
Telegram дает официальные советы-рекомендации, как сделать веб-приложение максимально эффективным: оно должно отличаться быстротой, плавностью и последовательным кросс-платформенным дизайном.
Например:
- все элементы должны быть отзывчивыми и разрабатываться с учетом подхода, ориентированного на мобильные устройства;
- все анимации должны быть плавными, в идеале 60 кадров в секунду.
Запуск TWA-приложения
Сейчас Telegram поддерживает четыре различных способа запуска веб—приложений:
- с помощью кнопки клавиатуры;
- встроенной кнопки;
- кнопки меню бота;
- из меню вложений: