Как изменятся цены на товары при параллельном импорте?
В список были включены 56 категорий, включая и сложное технологическое оборудование. Для начала разберемся, что такое параллельный импорт и как он работает. По сути — это механизм ввоза в страну оригинальных товаров, изготовленных с соблюдением всех стандартов и технологий, но без согласия на ввоз производителя или правообладателя. При этом не стоит путать параллельный импорт и контрафакт — это совершенно не тождественные понятия. При параллельном импорте весь товар точно также проходит процедуру таможенного декларирования, но ретейлеры в этом случае приобретают его не у официального дистрибьютера, а у небольших компаний. Продавцам не требуется получать разрешение производителя на перепродажу, поскольку после первой покупки они уже имеют на это право.
И важный момент — в отличие от контрафактных, товары, ввезенные с помощи параллельного импорта, имеют все необходимые лицензии и сертификаты. Импорт в этом случае может идти и из страны-производителя, и через третьи страны — в нашем случае это будет происходить по последнему варианту.
Сама практика параллельного импорта разработана не в России, ее давно и активно в разных вариантах используют в США, Канаде, Дании, Великобритании, Бразилии, Турции. Эта система совершенно легальна, мало того, она признается Всемирной торговой организацией, которая не только не препятствует такому способу ввоза, но и в какой-то степени его продвигает, поскольку параллельный импорт способствует развитию свободы международной торговли и борьбе с монополизмом на мировом рынке.
По замыслу авторов идеи о легализации параллельного импорта, он сможет не только насытить российский рынок товарами иностранных производителей, но и приведет к снижению цен на эти товары. Но насколько оправдаются эти ожидания и как параллельный импорт в реальности повлияет на цену ввозимых товаров?
Можно с уверенностью утверждать, что цены вырастут. Этому виной сразу несколько причин. Во-первых, для провоза оборудования на территорию России будут использоваться транзитные страны. Такая схема несет в себе дополнительные издержки не только логистические, но также и транзакционные. Плюс еще с высокой долей вероятности придется платить ввозные и транзитные пошлины, размер которых напрямую зависит от вида товара и от того, через какую страну будет осуществляться поставка. В ОАЭ, например, есть свободная экономическая зона с льготными условиями, а вот ввозить товар через Грузию невыгодно. На практике транзитными странами для параллельного импорта в нашу страну являются Казахстан и Китай, в несколько меньшей степени — Киргизия и Армения. Товар придется сначала ввозить в одну страну, а уже из нее поставлять в Россию. Соответственно из-за всех этих издержек цены, скорее всего, вырастут на 20-40%.
Во-вторых, многие товары, такие как телевизоры, автомобили и другое оборудование ранее собиралось на отечественных заводах их импортных комплектующих. Сегодня большинство этих заводов либо находится в простое, либо вообще не работает. Следовательно, товары будут завозить через третьи страны в готовом виде, и пошлина на них будет в разы выше.
В-третьих, из-за ограничений по поставкам параллельный импорт вряд ли сможет решить проблему отсутствия тех или иных товаров. А если возникнет дефицит, то вырастут и цены. Если раньше поставки велись огромными партиями, то в нынешней ситуации это довольно сложно сделать. Ни в одной стране не получится купить сотни тысяч единиц оборудования и направить их в Россию в рамках «параллельного импорта», товар придется покупать небольшими партиями, то есть для насыщения рынка может потребоваться немало времени. Увеличат время доставки и ограничения по ввозу на таможенных пунктах. Например, в Китае из-за вспышек коронавируса пропускная способность их была существенно ограничена.
Многие производители готовы отгружать товар в третьи страны, но только при условии того, что он не будет перепродан в Россию. А что касается компаний в самих этих странах, то из-за вторичных санкций далеко не все из них, включая банки, готовы сотрудничать как с подсанкционными лицами, так и с Россией в целом. Это еще одно ограничение для налаживания массового параллельного импорта.
Поставщику в итоге потребуется найти не только контрагента, готового закупить и перепродать ему товар от производителя, поддержавшего санкции, но и логиста, который доставит товар и обеспечит его растаможивание и русификацию. И все это будет включено в цену.
Но, однако у параллельного импорта есть и плюсы. На стоимость санкционных товаров влияет курс доллара и евро, а сегодня мы наблюдаем его беспрецедентное падение. Ощутимого снижения цен, вызванного этим падением пока не наблюдается, но это вызвано тем, что цикл транспортировки крупных партий товара, если это не авиаперевозки, может занимать два-три месяца. Товары, которые были закуплены по ценам текущего выгодного курса доллара и евро, еще находятся в транзите и не добрались до российского потребителя. Однако если курс валют вырастет снова, вместе с ним ожидаемо вырастут и цены.