Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
631 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как сменить генерального директора ООО и не нарваться на неприятности?

Лонгрид о том, как поменять руководителя общества с ограниченной ответственностью, не нарушив при этом положения трудового законодательства.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

CHAPTER I. ПРИНИМАЕМ РЕШЕНИЕ

— Кто может инициировать смену генерального директора (далее — ГД) в ООО?

Предложить сменить директора могут:

  1. действующий директор Общества;
  2. участники ООО, имеющие не менее 10% от общего числа голосов;

Принятие решения по вопросу смены ГД может быть в компетенции общего собрания участников (далее — ОСУ) или совета директоров (далее — СД) в зависимости от положений устава общества.

Если это компетенция СД, то процедура принятия решения зависит от того как в уставе урегулирован порядок созыва, проведения заседаний и принятия решений этим органом.

— Как подготовить протокол ОСУ / СД или решение единственного участника?

С шаблонами документов вы можете ознакомиться тут.

Для протокола ОСУ необходимо сформулировать повестку дня, которая обязательно должна содержать как минимум три вопроса:

  1. о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа;
  2. об избрании единоличного исполнительного органа;
  3. о назначении ответственного за регистрацию изменений в сведениях об Обществе в ЕГРЮЛ.

В повестку также можно включить вопросы:

  1. о выборе лица, которое будет подписывать трудовой договор с новым ГД;
  2. об утверждении проекта трудового договора с ГД;
  3. о порядке действия лиц, если уставом ООО полномочия выступать от имени юр. лица предоставлены нескольким лицам (например, от имени Общества действуют 2 директора).

В протоколе целесообразно указать, как действует новый ГД: независимо или совместно с другим лицом (лицами). Указание данных сведений в решении позволит правильно заполнить заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ.

В решение единственного участника, помимо обязательных сведений, которые включаются в протокол, рекомендую отразить:

  1. Информацию о прекращении полномочий прежнего ГД с указанием его ФИО и ИНН (при наличии).
  2. Информацию о назначении нового ГД ООО с указанием его:

  • ФИО;
  • даты и места рождения;
  • паспортных данных (серию и номер документа, кем и когда он выдан, код подразделения) или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством РФ;
  • место жительства (индекс, субъект РФ, город или населенный пункт, район, улица, дом, корпус, квартира);
  • ИНН.

Во избежание споров по поводу того, когда прекращаются полномочия прежнего ГД и возникают полномочия у нового, советуем указывать:

  1. в отношении прежнего директора — дату прекращения его полномочий;
  2. в отношении нового директора — срок полномочий и дату начала течения этого срока.

Если в решении ОСУ/СД/единственного участника общества не указаны даты прекращения полномочий предыдущего директора и возникновения полномочий нового, то необходимо руководствоваться ст. 191 ГК РФ — течение срока полномочий нового директора начнется на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Пример формулировок для протокола о смене ГД:

"1. На основании абз. 3 п. 12.2.1. Устава Общества досрочно прекратить полномочия действующего Генерального директора Общества Петрова Петра Петровича, 22 марта 1985 года рождения, ИНН: 110100111111, паспорт 11 22 333333, выданный отделом внутренних дел Мещанского района гор. Москвы 17 марта 2022 г., код подразделения 555-555, зарегистрированный по адресу: город Москва, ул. Новочеремушкинская, дом 55, кв. 555, с момента подписания настоящего Решения.

2. На основании абз. 3 п. 12.2.1. Устава Общества избрать в качестве лица, занимающего должность Генерального директора Общества Иванова Ивана Ивановича, 06 марта 1985 года рождения, ИНН: 110100111111, паспорт 11 22 333333, выданный отделом внутренних дел Мещанского района гор. Москвы 17 марта 2005 г., код подразделения 555-555, зарегистрированный по адресу: город Москва, ул. Новочеремушкинская, дом 25, кв. 225, с момента подписания настоящего Решения.

3. Поручить Иванову Ивану Ивановичу обратиться в регистрирующий орган для государственной регистрации соответствующих изменений в учредительном документе Общества и сведениях об Обществе в ЕГРЮЛ в установленном законом порядке".

CHAPTER II. ИЗДАЕМ ПРИКАЗЫ

— Как уволить ранее действовавшего ГД?

Помимо общих основания для увольнения (увольнение по соглашению сторон, по собственной инициативе в связи с нарушениями и т.п.), трудовой договор с ГД можно расторгнуть, если участник(и) общества принял(и) решение о прекращении трудового договора с директором.

Обратите внимание! Расторжение трудового договора по инициативе работодателя не допускается с руководителем:

  1. беременной женщиной, кроме случая ликвидации организации
  2. с определенной законодателем категорией лиц, перечисленных в ч. 4 ст. 261 ТК РФ, за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 5 — 8, 10 или 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ либо п. 2 ст. 336 ТК РФ.

Работодатель, нарушивший перечисленные требования, может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ. Кроме того, ст. 145 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности или наличия у нее детей в возрасте до трех лет.

— Нужен ли акт приема-передачи дел и для чего?

Да, он нужен для подтверждения передачи дел новому директору. Законом не установлены требования к форме и содержанию такого документа, поэтому он может быть составлен в произвольной форме. Рекомендую указать:

  • ФИО лиц, передающих и принимающих дела;
  • период времени, когда директор работал и отвечал за хранение документов;
  • дату и номер распоряжения, на основании которого проведены прием и передача дел;
  • название и количество переданных документов (дела, папки, др.), за хранение которых отвечает непосредственно руководитель учреждения;
  • список документов, которые отсутствуют (утеряны) на момент передачи дел.

Акт приема-передачи дел составляется в двух экземплярах, подписывается новым и предыдущим директорами, один будет храниться в организации, а второй останется у прежнего руководителя.

— Можно ли перевести прежнего ГД на другую должность?

Не всегда назначению нового ГД сопутствует уход из компании лица, занимавшего данную должность ранее.

Перевод на другую должность допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключенному в письменной форме.

Процедура перевода ГД без увольнения может выглядеть следующим образом:

  1. ГД пишет заявление с просьбой освободить его от занимаемой должности и перевести на другую должность;
  2. проводится собрание собственников, где решается вопрос о прекращении полномочий действующего руководителя и о назначении нового ГД;
  3. с уходящим с должности ГД заключается дополнительное соглашение о переводе его на другую должность, которое подписывается одним из следующих лиц:

  • лицом, председательствовавшим на ОСУ общества;
  • участником общества, уполномоченным решением ОСУ общества;
  • председателем СД общества или лицом, уполномоченным решением СД общества, если решение этих вопросов отнесено к компетенции СД общества.

4. издается приказ о переводе на другую должность, который подписывается вновь назначенным ГД.

— Есть ли особенности в принятии нового ГД на должность?

Действительно есть. Трудовой договор с ГД от имени ООО вправе подписывать:

  1. председатель ОСУ
  2. лицо, назначенное в качестве такового на ОСУ
  3. председатель совета директоров
  4. единственный участник, даже если он назначил сам себя

Кроме того, если в уставе или протоколе ОСУ нет информации о сроке, на который лицо назначено на должность директора, в таком случае трудовой договор заключается на неопределенный срок.

Основание для приема на работу нового ГД — Протокол ОСУ/СД или решение единственного участника.

Приказ о приеме на работу ГД подписывает сам для себя. Вместе с приказом можно также оформить приказ о вступлении в должность.

Запись в трудовой книжке о приеме ГД должна выглядеть следующим образом:


CHAPTER III. РЕГИСТРИРУЕМ ИЗМЕНЕНИЯ

— Как правильно все зарегистрировать?

Подать заявление для внесения в ЕГРЮЛ информации о новом директоре нужно в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения.

Способы подачи документов на регистрацию смены директора ООО:

  1. путем непосредственного обращения в инспекцию;
  2. через МФЦ — о возможности обращения следует узнать в конкретном МФЦ;
  3. почтовым отправлением с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения (при этом форма заявления должна быть нотариально заверена);
  4. через Единый портал госуслуг, или мобильное приложение, или интернет-сервис на сайте ФНС России — при подаче документов в электронной форме. В этом случае документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью;
  5. через нотариуса только при личном обращении заявителя к нему за отдельную плату.

Особенности обращения к нотариусу:

  1. Обращается новый ГД;
  2. Требуются следующие документы:

  • паспорт ГД;
  • протокол ОСУ/СД или решение единственного участника;
  • свидетельство ОГРН/ИНН/лист записи о создании ЮЛ;
  • форма Р13014;

При подаче документов заявителю или его представителю в зависимости от способа подачи документов выдается (направляется по почте или электронной почте) расписка.

— Какие документы вообще нужно подавать?

В ФНС передаются следующие документы:

  1. Заявление по форме Р13014
  2. Копия протокола ОСУ/СД или решение единственного участника;
  3. Если документы подает представитель заявителя непосредственно в регистрирующий орган или через МФЦ, необходимо представить нотариально удостоверенную доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально.

— И ради чего все это?

Налоговый орган должен зарегистрировать изменения в течение пяти рабочих дней со дня подачи документов.

По результату регистрации заявитель (его представитель) получает лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007 .

CHAPTER IV. ЧТО ДЕЛАТЬ И КАК ЖИТЬ ДАЛЬШЕ?

— Кто подписывает документы после принятия решения, если изменения в ЕГРЮЛ еще не внесли?

С момента датирования протокола право подписи несет новый ГД. Договоры с третьими лицами подписывает новый ГД, а контрагенту направляют заверенную копию протокола (до момента регистрации изменений в ЕГРЮЛ).

— Нужно ли кого то уведомлять об изменениях?

Уведомление банка:

Сразу после завершения процедуры регистрации изменений в ФНС новому руководителю необходимо приехать в банк, пройти идентификацию, оформить новую карточку подписей и оттиска печати. Для банковских работников также придется предоставить копии:

  1. записи в ЕГРЮЛ (он выдается по итогам регистрации);
  2. протокола протокола ОСУ/СД или решение единственного участника;
  3. приказа о назначении гендиректора.

Уведомление контрагентов:

Оформление смены ГД не влечет за собой необходимости перезаключения договоров, подписанных ранее, или оформления дополнительных соглашений с контрагентами. Закон не содержит требований об обязательном уведомлении партнеров об изменении руководителя компании, однако такие обязанности могут быть предусмотрены договором. Будьте внимательны!

Если статья понравилась, заходите в Telegram-канал «Bodilovskiy Legal Services». Там мы понятным языком рассказываем, как бизнесу справиться с правовыми вопросами, а также делимся своим опытом и полезными наблюдениями.

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.