Автоматизация ресторанного бизнеса пошагово
1.Производство
Включает в себя:
● Выбор поставщиков;
● Закупку продуктов;
● Транспортировку приобретенного на склад и/или на кухню;
● Хранение продукции;
● Приготовление блюд.
Нужно рассчитать необходимое количество продуктов. Найти компанию надежных поставщиков. Перевезти продукцию на заранее подготовленный склад с подходящими условиями хранения. А затем вовремя транспортировать нужное количество ингредиентов на кухню.
Ошибки практически неизбежны. Даже самый лучший ресторан иногда вынужден отказывать посетителям в том или ином блюде, представленном в меню. Но если автоматически вести учет всех закупок, вносить поправки в количество требуемых продуктов, формировать заказы поставщику, то ошибок будет меньше. А значит, снизятся издержки, будет меньше недовольных клиентов.
Цифровизация взаимодействий с поставщиками, закупок, логистики присутствует практически в любой системе автоматизации. Это основа основ. Даже у 1С есть версия, заточенная под предприятия ресторанного бизнеса.
2.Сервис
Этот этап работы включает в себя:
● Подготовку зала;
● Прием заказов из разных источников (оффлайн и онлайн);
● Подачу (доставку) заказанных блюд.
Среди рестораторов распространено мнение, что именно сервис является важнейшей составляющей успеха. То, как в заведении принимают гостей, как с ними общаются, действительно очень влияет на общее впечатление от места. И здесь многое зависит от обслуживающего персонала ‒ т.е. от человеческого фактора. Составляющей, которую нельзя автоматизировать по определению.
Однако некоторые элементы цифровизации возможны и здесь. Например, можно автоматизировать процесс передачи заказов от гостей на кухню. При помощи соответствующей программы управлять порядком подачи блюд. Сделать так, чтобы итоговый счет для клиентов формировал компьютер.
Соответствующий функционал есть у Presto, r keeper, Jupiter.
3.Управление персоналом
То есть:
● Контроль за качеством работы каждого сотрудника предприятия;
● Составление расписания;
● Расчет зарплаты и мотивация.
Этот пункт непосредственно связан с сервисом. Если люди стараются, если их усилия ценят, то и уровень обслуживания будет высоким.
Существуют программы, подсчитывающие количество рабочих часов, средний чек каждого официанта, число обработанных заказов и т.д. Это позволяет давать более объективную оценку работе сотрудника. Благодаря такого рода системам люди лучше понимают, что от них требуется, их эффективность растет.
4.Продвижение и маркетинг
Эта составляющая ресторанного бизнеса включает в себя:
● Рекламные кампании;
● Удержание клиентов;
● Работу с обратной связью;
● Пиар-акции;
● и т.д.
В отличие от прочих пунктов нашего перечня, этот требует творческого, нестандартного подхода. На первый взгляд кажется, что автоматизировать маркетинг невозможно. И это отчасти верно... Однако некоторые процессы можно упростить и в этом случае. Например, для удержания клиентов можно использовать систему лояльности. Для привлечения новых ‒ приложение на базе соцсетей, в котором надо зачекиниться, запостить сторис или сделать репост, чтобы получить при посещении заведения бонус.
Пример такого приложения ‒ Letit.
Оно работает следующим образом: человек сканирует QR-код, перед ним открывается колесо фортуны. Нажав на него, гость выигрывает какой-то приятный бонус. Чтобы получить выигранный приз, надо подписаться на сообщество ресторана и на его рассылку. При этом ничего не надо скачивать. И авторизация тоже не нужна ‒ все потому, что Letit работает на базе VK.
В результате своих действий гость автоматически попадает в базу данных ресторана. Теперь вы знаете всю информацию, которая указана на его странице: дату рождения, фамилию, имя, данные его второй половинки, детей и других родственников. И можете делать адресные рассылки, например, с предложением отметить очередной праздник в вашем заведении.
При последующих посещениях все повторяется, причем в дальнейшем клиенты зачастую сами проявляют инициативу. Им нравятся даже не столько бонусы, сколько элемент азарта. Это работает и на удержание посетителей, и на привлечение новых, ведь клиент делится в соцсетях информацией о ресторане со своими друзьями.
Также раздел «маркетинг» присутствует в Айко ‒ программе по комплексной автоматизации ресторанов, кафе и баров.
В общем, варианты есть.
Как осуществляется автоматизация заведения?
Это зависит от конкретной программы, которую вы выбрали. Есть варианты, для которых не нужно закупать специальное оборудование ‒ достаточно установить ПО на обычные смартфоны и/или компьютеры. Есть системы, деятельность которых невозможна без специальных терминалов.
Это можно сказать и о цене: она сильно варьируется. Letit, например, вообще не берет деньги за подключение, их доход ‒ отчисления за каждого приведенного с помощью системы клиента. Iiko в минимальной комплектации можно купить за 2-3 тысячи рублей в месяц. А можно заказать уникальное ПО для автоматизации вашего заведения. Это будет стоить 10-ки (или даже 100-ни) тысяч рублей... Зато результат будет полностью отвечать вашим запросам.