О чем говорят?
Прием абитуриентов на бюджетную основу по IT-специальностям будет осуществляться при условии соглашения на дальнейшее трудоустройство по распределению. После получения диплома выпускники-бюджетники будут распределены в соответствии с полученной квалификацией. По итогам распределения студенту выдадут направление на работу. Срок работы по распределению составит не менее 3 лет. Трудоустройству по месту жительства подлежат только несколько социально незащищенных групп. При отказе выпускника от трудоустройства по распределению или расторжении трудового договора раньше срока, он должен выплатить стоимость обучения в бюджет РФ. "Айтишники — довольно свободные ребята, они могут работать в компаниях, которые находятся в любой точке мира. Чтобы нанимать талантливых молодых специалистов, предприятиям нужно быть конкурентоспособными на мировом уровне, нужно создавать условия, которые будут более привлекательны, чем работа в американском стартапе. Очень важно, чтобы выпускники хотели работать на благо государства. Но не менее важно, чтобы и они сами на этой работе росли, личностно и профессионально.
Сейчас айтишники почти везде могут работать удалённо, многие процессы для этого уже выстроены. Да, и в регионах появляется много проектов и активностей, а некоторые города по уровню жизни постепенно приближаются к Москве и Питеру. Для того, чтобы строить успешную карьеру, становится не обязательно жить в Москве.
Оборонная промышленность явно будет расти, как минимум, в ближайшие 5 лет. А значит эта отрасль потенциально перспективна для молодых и амбициозных специалистов. Как раз таки и нужно «заходить» в те проекты, которые будут расти, там будет больше шансов проявить себя и быстро продвинуться по карьерной лестнице.
Мы в Promopoisk вообще за то, чтобы у каждого была возможность найти работу мечты, а не «пристроиться» куда-нибудь по слепому распределению. Предприятиям, где не хватает специалистов, стоит уделить внимание тому, как повысить свою привлекательность для кандидатов, и искать свою целевую аудиторию. На наших ресурсах успешно закрывается 99% вакансий, потому что мы имеем выход на разные аудитории соискателей. И мы уверены, что регионы тоже способны закрыть дефицит кадров по любви, а не по принуждению".
Алексей Шабаршин, владелец Promopoisk На работу вас распределили, господа айтишники, а теперь — лопаты в руки и айда копать картошку!
Во всем есть плюсы? Айтишников без опыта сейчас берут на работу неохотно: из-за массовой миграции компании испытывают дефицит экспертов. Бизнесу нужны сразу middle+ специалисты, и выпускникам без практического опыта приходится постараться, чтобы устроиться по профессии.
Гарантированное трудоустройство на несколько лет — это возможность получить опыт и лучше разобраться в своей сфере. При этом студенту не придется тратить время и нервы на поиск компании, которая готова взять неопытного специалиста.
Кроме того, целевое обучение с последующим распределением должно увеличить количество бюджетных мест в IT-направлениях. Это может быть особенно актуально для юных талантов из регионов, которым непросто поступить в сильные ВУЗы в крупных городах.
«Я не против этого закона. Думаю, это поможет начинающим специалистам получить первый профессиональный опыт. К тому же люди будут лучше думать, прежде чем выбирать специальность, ведь сейчас много выпускников-айтишников уходят работать в другие сферы. Надеюсь, это будет способствовать развитию российских IT-продуктов. Но я не думаю, что этот закон примут».
Максим Воронков, руководитель проектов студии Артцех Как предприятие будет праздновать прибытие молодых специалистов
«Чтобы оценить инициативу законодателей о распределении на работу IT-специалистов после ВУЗов, необходимо взглянуть на проблему недостатка квалифицированных специалистов в более широком смысле. В какой экономической парадигме находится наше государство — рыночной или мобилизационной? Если рыночной — то никакие директивные инструменты работать не будут, а если мобилизационной — все методы допустимы для достижения глобальной цели сохранения не только отечественной цифровой экономики, но и нашего государства как такового. К сожалению, за последние двадцать лет, втягивание российского высшего образования в Болонскую систему прозападными либеральными чиновниками, привело к значительному „вымыванию“ высококвалифицированных кадров среди профессорско-преподавательского состава. Аспирантура, как институт замещения, практически разрушена, и на восстановление потребуются годы, и с нормами общественной морали также большие проблемы. Поэтому от красивых лозунгов и безумных идей необходимо переходить к планомерным действиям, направленным на выполнение стратегических государственных задач, в которых стабилизация рынка труда является важным, но не единственным компонентом».
Сергей Гатауллин, декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации»
Что не так с законопроектом? Скоро рассвет, выбора нет Ни о какой свободе выбора речи не идет. Так что распределить будущих айтишников могут в компании, которые они сам никогда бы не выбрали. Условия работы, обязанности, зарплата — далеко не полный список того, что выпускники не смогут контролировать, если закон вступит в силу.
При этом «трудоустройству по месту жительства» будут подлежать только несколько категорий студентов:
инвалиды 1 или 2 группы; те, у кого один из родителей / супруга / супруг — инвалиды 1 или 2 группы; беременные выпускницы, выпускники, чья супруга ожидает ребенка, или студенты с детьми до 3 лет. Следуя логике, студенты, которые не войдут в этот список, будут подлежать трудоустройству где угодно. Значит ли это, что после получения диплома МГУ вас отправят на 3 года работать в Сыктывкар? Или вам просто выделят место в офисе на другом конце города? Узнаем, если закон все-таки примут.Когда выпускник узнал, куда его распределили
«Применительно к IT-отрасли распределение может сказаться негативно, как на госкомпаниях, так и на бизнесе. Большое количество разработчиков, аналитиков, тестировщиков и других специалистов без опыта работы принесёт больше проблем, чем выгоды. Выпускник вуза не способен к полноценному решению задач, в него надо вкладываться, его нужно растить. Выпускникам необходимы опытные наставники и внутренняя «IT-тусовка», обмен опытом. В условиях кадрового голода в компаниях с такими людьми, скорее всего, тоже проблемы.
Далеко не все выпускники вузов работают по специальности — кто-то переходит в смежные области, кто-то кардинально меняет направление. С отсевом и переназначением успешно справляется рынок. В условиях распределения госкомпании получат часть работников не на своих местах, будут проблемы с качеством, скоростью выполнения задач и мотивацией сотрудников.
В проекте закона ничего не сказано об оплате труда распределённых специалистов. Разумно предположить, что госкомпании не будут платить рыночную зарплату «гарантированным» сотрудникам, которые не могут уволиться по собственному желанию. Это тоже будет негативно сказываться на мотивации работников. Частные компании, в свою очередь, лишатся определённой части джуниоров, которые им нужны. Бывают ситуации, когда проще вырастить своего специалиста, чем найти на рынке труда.
По истечении 3 лет отработки на рынок будут попадать деформированные IT-специалисты. При найме на работу опыт кандидата для нас одна из важных составляющих, в данном случае — опыт, может быть не репрезентативным. Одним из возможных последствий может стать снижение популярности высшего образования в сфере IT, люди предпочтут курсы, которых сейчас великое множество.
Дефицит кадров данный закон не решит, он же не ориентирован на увеличение выпуска кадров, скорее всего, произойдет обратный процесс — его уменьшение. Дефицит перераспределится между частными и госкомпаниями".
Алексей Харин, основатель и технический директор ГК «Техзор»
Если хочешь уйти — плати В проекте ФЗ есть удивительное уточнение:
«В случае отказа выпускника от трудоустройства по распределению или расторжение трудового договора ранее срока, указанного в части 2 настоящей статьи, стоимость обучения подлежит возмещению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.»
Выходит, 17-летние подростки должны выбрать себе профессию, если не на всю жизнь, то на значительную ее часть. Обычно, во время обучения студенты, лучше узнав специальность, начинают задавать себе вполне логичный вопрос: я действительно хочу этим заниматься или это не мое? Как следствие, некоторые учащиеся уходят в академы, переводятся на другие направления, перепоступают или вообще забирают документы из ВУЗа. Но многие остаются, чтобы просто получить заветную корочку.
При принятии подобного закона, если вдруг студент понял, что специальность ему не подходит, вариант «все-таки доучиться» вовсе не будет выглядеть привлекательно. Хочешь отказаться работать по распределению? Оплати все годы своего бюджетного обучения.Выпускник увидел, сколько стоило его «бюджетное» обучение
"Практика запрещения всегда вызывает негатив. Куда лучше стратегически делать данные предприятия более привлекательными для специалистов. Тогда в них пойдут работать не только выпускники, но и уже матерые специалисты.
Не уверен, что в сегодняшней программе ВУЗов есть что-то, что поможет оборонно-промышленной отрасли. Выпускников придется доучивать или переобучать, что отсрочит получение пользы от них. Вероятно, следует вводить IT-специальности в военных ВУЗах, где будут обучаться узкоспециализированные специалисты".
Александр Елистратов, Senior Backend Developer, BGaming
А что вы думаете о подобной законодательной инициативе? Каковы плюсы и минусы этого предложения? Как это отразиться на IT-сфере?
Обсудим?