Куда движется образование в России?

Путь не куда, а откуда
Складывается ощущение, что российское образование движется не куда-то, а откуда-то. Все дело в том, что нет единого подхода и единой концепции на уровне государственной власти, на уровне Министерства образования и науки. Должна быть какая-то основная идея и четкий посыл, каким должно быть наше образование. Просто так взять и разрушить Болонскую систему, которая так или иначе, но все же была выстроена и вернуться к старой советской системе, это совершенно не тот вариант, который возможен, потому что перед нами поставлены совершенно новые вызовы, поставлены другие задачи и нужно создавать такую систему, которая будет отвечать потребностям не только современного ученика, но и работодателя, который в итоге получит этого ученика в перспективе в качестве своего работника.
На сегодняшний день мы не имеем четкого понимания и, на мой взгляд, нужно собирать профессиональное сообщество, в которое будут входить специалисты в области создания стратегий, а не просто программ и учебников. Это должны быть люди со стратегическим мышлением. Должны быть созданы на уровне инициативы профессиональные проекты, которые позволят создать и выдвинуть несколько гипотез, апробировать их и в идеале, выбрать ту работающую систему, которая станет ключевой. Но, к сожалению, у нас очень часто реформы проходят «из-под палки» и потому часто получаются нежизнеспособными.
Оценить уровень образования, исправляя ошибки
Состояние школьного образования в России, особенно в регионах, на сегодняшний день не самое высокое. Основная проблема состоит в низком уровне подготовки самих обучающих кадров: система подготовки педагогов устарела, не соответствует современным требованиям и технологиям. Пандемия вскрыла много сложностей, которые возникли в процессе онлайн-обучения. И сейчас, когда мы наблюдаем технологический взрыв, когда в нашу жизнь пришел искусственный интеллект, вошло большое количество гаджетов и разных технологий, от которых мы никуда не денемся. В идеале, сейчас нужно «перепрошивать» систему подготовки педагогических кадров, систему повышения квалификации преподавателей, выдавать актуальный контент, который будет соответствовать реалиям рынка. На деле же, в школах отдаленных от столицы и крупных городов нет нормальных современных условий обучения — нет лабораторий, не выстроена образовательная среда, обучение проводится в некомфортных условиях в классах с большим количеством учеников. Важна и система оплаты учителей. Если в Москве это достойная финансовая компенсация, то в регионах, по-прежнему, низкая. Настоящая заработная плата не мотивирует идти в школу продвинутых специалистов, и сейчас мы наблюдаем большой отток классных молодых преподавателей именно в предпринимательскую среду, куда они переходят из школ зарабатывать самостоятельно, как репетиторы, как эксперты по своим темам, где они создают свои школы. Сейчас мы будем наблюдать, как в параллель к государственному формальному образованию выстраивается ветка коммерческого неформального обучения, куда родители предпочтут отдавать своих детей. Школы семейного типа, коммерческие гимназии, обучения на дому — это сейчас мы наблюдаем.
Реформа системы образования обусловлена временем
Реформировать систему образования в России, однозначно, надо, поскольку мир изменился и мы должны посмотреть, что мы с учетом нашего менталитета и ресурсов можем предпринять. Но у нас сейчас нет готовой системы, которая бы легко была интегрирована в систему образования в России. Болонская система, как показал опыт, не прижилась, она не была реализована до конца и по сути она не сработала до конца. Уходить в опыт образования в СССР, мы можем только на уровне применения работающих в то время технологий, но так же мы можем взять технологии и из гимназического образования, мы можем использовать и Сингапурскую систему обучения, но это все будут только элементы. Нам нужно сейчас создать свои технологии и свою методику обучения, а для этого нужно привлекать специалистов. Нам необходимо собирать экспертные профессиональные сообщества. Нужно смотреть в сторону экспертов, которые работают в бизнесе, которые выстраивают свои частные школы, потому что у себя на территории они создали такие системы и на этот опыт нужно обратить внимание. Бизнес не может делаться кое-как. Он должен быть эффективным, поскольку от этого зависит его прибыль, и это означает, что в своей образовательной практике создатели частных школ научились использовать лучшие технологии, многие из которых ими уже и апробированы. Нужно обратить внимание на опыт частных центров, школ, экспертов. Собрать лучшее из того, что уже работает и создать новую систему.
Вызовы современности
В современной меняющейся системе образования нужны новые лидеры, которые будут защищать интересы государства. Сегодняшние элиты на уровне руководства частного образования заинтересованы только в получении собственной прибыли. У них сформирована такая мышленческая парадигма. Нужны новые лидеры в системе образования, которые будут продвигать национальные идеи и готовить конкурентоспособных на мировом рынке специалистов.