Масштабирование бизнеса: когда и как начинать

Что такое масштабирование бизнеса и зачем оно нужно
О масштабировании бизнеса задумывается каждый, кто занимается предпринимательской деятельностью. Под этим термином понимают физическое и финансовое расширение предприятия, которое сделает ваш бизнес более прибыльным и успешным. Но расширение будет рентабельным только в случае существенного повышения его прибыльности и увеличения спроса на продукцию или услуги. Уже на стадии разработки бизнес-плана важно понимать, как он может быть реализован на практике с учетом особенностей вашей компании.
Если грамотно масштабировать компанию, можно захватить существенную долю рынка и начать больше зарабатывать. Под масштабированием бизнеса понимается любое намеренное увеличение и расширение границ деятельности компании с целью повышения прибыли. Так, если вы увеличили объем продаж в несколько раз, то пора начинать масштабирование бизнеса. Но в реальной практике расширение компании представляет собой более сложный процесс, нежели простое увеличение объема продаж.
Как понять, что бизнесу необходимо масштабироваться
Первый сигнал к тому, что компания готова к расширению — ее стабильная прибыль. На деле это значит, что после отчисления аренды, налогов, зарплаты сотрудникам и закупки товара или материалов для производства продукции ежемесячно остается свободная сумма. Ее можно инвестировать в масштабирование.
Планируете ли вы открыть новый магазин или увеличить количество клиентов — все это приведет сначала к затратам, а уже потом к даст рост прибыли. Потребуется потратить силы и время, чтобы разобраться с бюджетом, запустить проект и управлять им. Изучить все юридические, маркетинговые, бухгалтерские и логистические тонкости, нанять профильных специалистов и поделиться своей прибылью.
Скорость и этапы расширения деятельности зависят от того, как устроено предприятие и чем оно занимается.
Способы масштабирования бизнеса
— Внедрение новых категорий товаров или услуг;
— Увеличение производственных мощностей или торговых площадей;
— Открытие филиалов и представительств, выход в регионы или на международный рынок;
— Освоение новых каналов сбыта (новые категории клиентов). Переход от розничной продажи к мелкооптовым или полномасштабным оптовым поставкам. Работа с физическими и юридическими лицами.
— Удаленные продажи (но такой метод подходит не для каждого типа бизнеса);
— Захват новых соседних ниш на рынке. Инвестирование прибыли в создание дочерних структур смежной направленности;
— Франчайзинг — эффективный способ тиражирования бизнеса, но его основным недостатком можно назвать необходимость делить прибыль (при это основному владельцу, как правило, достанется меньшая доля, выраженная в форме паушального взноса и роялти);
— Аутсорсинг маркетинга и прямых продаж (этот способ масштабирования представляет собой нечто среднее между франшизой и собственным филиалом).
Как выбрать стратегию масштабирования бизнеса
Горизонтальная стратегия — это копирование действующей бизнес-модели: открытие нового магазина, салона, филиала. Стратегия подходит, если у компании проверенная схема работы, которая стабильно приносит прибыль. Но ее невозможно осуществить, если в основе вашего бизнеса лежит личный бренд или продается авторская разработка. Такое дело невозможно поставить на поток. Одно из решений — создание авторской студии, где несколько мастеров будут работать «под брендом» владельца.
Вертикальная стратегия имеет два направления:
- «К поставщику» — переход с закупки товаров и материалов у посредника к работе с производителем;
- «К клиенту» — предлагать покупателям не только свои товары и услуги, но и смежные.
Изменение одного или нескольких параметров бизнес-модели
При масштабировании бывает достаточно дополнить действующую схему работы или ее модернизировать. Среди возможных вариантов:
- Введение нового товара или услуги;
- Расширение воронки продаж;
- Запуск рекламы в интернете;
- Продвижение в соцсетях;
- Поиск новых партнеров;
- Сотрудничество с компаниями.
Ошибки при расширении компании
- Выбор неподходящей стратегии.
- Фальстарт.
- Отсутствие продуманного бизнес-плана.
- Отсутствует брендирование и фирменный стиль.
Отследив первые сигналы к масштабированию, предпринимателю стоит провести SWOT-анализ, выбрать стратегию и подготовить обстоятельный бизнес-план. Если по итогам окажется, что масштабирование будет выгодно, можно приступать к реализации, отслеживая эффективность каждого шага и корректируя движение при необходимости. При таких условиях масштабирование принесет бизнесу ожидаемые преимущества и даст стимул для дальнейшего развития.