редакции
Кто будет платить отчисления в размере 3% за рекламу в интернете?
Пока не опубликованы НПА (нормативно-правовые акты) от Роскомнадзора давайте постараемся разобраться по порядку, что да как насчет сути нововведений Правительства РФ и факта расчета отчислений за рекламу в интернете
Термины: РР — Рекламораспространитель, РД — Рекламодатель, РА- рекламное агентство, ОРС — оператор рекламных систем, СЗ — самозанятый, ИП — индивидуальный предприниматель, ОРД — оператор рекламных данных, ЕРИР — единый реестр интернет рекламы
Итак, кто и как будет платить, судя по документу,принятомув Госдуме?
Плательщик: Рекламораспространитель и Оператор рекламных систем

Налогооблагаемая база определяется так для оплаты 3% рекламного сбора:
Рассмотрим самую простую рекламную цепочку РД — РР (владелец интернет-площадки как СЗ либо ИП) Сумма по договору: 1300 руб (1000 рублей размещение рекламы + 300 рублей иные виды работ либо услуг по договору) В ОРД в разделе Акты (кто должен отчитываться в своем ОРД по данному акту — здесь) при отправке данных в ЕРИР будет фигурировать вся сумма 1300 рублей, которая будет иметь место в бухгалтерском закрывающем документе от РР для РД. А внизу акта в Разаллокации по изначальному договору должна будет указана сумма именно 1000 рублей, так как в данном поле всегда указывается сумма только та, которая имеет отношение непосредственно к факту размещения рекламы (без включения иных видов работ и услуг по договору) Данная сумма, указанная в разаллокации по изначальному договору, в размере 1000 рублей и будет, согласно закону, так называемой налогооблагаемой базой для исчисления 3%-го рекламного сбора. В итоге СЗ для суммы в размере 1000 рублей оплатит 7 процентных пунктов налога со всей суммы: 1000*4% (классический налог СЗ) + 1000*3% (рекламный сбор) = 40+30=70 рублей, а Рекламодатель ничего платить не должен, так как с его стороны расходный договор, а не доходный Естественно, СЗ также оплатит свой классический налог с суммы 300 рублей (300*4%=12 рублей) за доход по дополнительным работам не связанным с размещением рекламы, согласно договору Рассмотрим более сложную рекламную цепочку в которой имеет место наличие посредника (например, рекламного агентства) РД — Посредник (РА или ОРС) — РР (владелец интернет-площадки) Для корректности также стоит упомянуть нюанс насчет рекламных агентств как возможной отдельной сущности, которая упоминается в документе Итак: А. Сумма до договору РД-РА: 1300 рублей. РА, как участник бизнес процесса хочет извлекать прибыль для себя (вознограждение по агентскому договору), поэтому оставит у себя 300 рублей (налогооблагаемая база), а 1000 рублей отправит дальше направо по цепочке подрядчикам (РР) для непосредственного размещения рекламы, которая была заказана и утверждена РД, согласно медиа-плану Налог, который будет оплачен РА со своего фактического дохода: 300*3%= 9 рублей Б. Сумма по договору РА-РР: 1000 рублей. Она будет отображена внутри Акта ОРД в поле Разаллокация по изначальному договору (РД-РА), т.е. вся сумма ( в текущем примере), которую перечислила РА на счет РР предназначалась для размещения рекламы Данная сумма, указанная в Разаллокации по изначальному договору, в размере 1000 рублей и будет налогооблагаемой базой: РР (например как СЗ) заплатит налог аналогично как описано в Цепочка № 1 (см. выше) А именно, будет оплачено 7 процентных пункта налога: 1000*4% (классический налог СЗ) + 1000*3% (рекламный сбор) = 40+30=70 рублей В итоге конкретно за рекламный сбор по всей цепочке: 9 рублей заплатит РА + 30 рублей заплатит РР = 39 рублей. Вот эту денежку и планирует получить Правительство РФ в качестве сбора за распространение рекламы в интернете с 20225 года с каждой рекламной цепочки В отдельных случаях плательщиком рекламного сбора может выступать Рекламодатель, хотя это на первый взгляд нонсенс, так как Рекламодатель всегда платит деньги и у него имеет место расходный договор. Следовательно, нет факта получения дохода и нет налогооблагаемой базы для исчисления сбора в размере 3% Однако, варианты есть. Смотрим, что в принятом Госдумой документе (страница 13) Таким образом, если реклама размещается через зарубежные ресурсы (платформы) и ориентирована на потребителей в России, то российским компаниям и индивидуальным предпринимателям (Рекламодателям), которые организуют процесс размещения своей рекламы с помощью иностранных рекламных платформ ТРЕБУЕТСЯ оплачивать рекламный сбор 3% с их комиссии самостоятельно Другими словами, Рекламодатели будут являться налоговыми агентами иностранных платформ и обязаны будут перечислять со своего счета 3% от суммы вознаграждения, которая получила иностранная платформа при размещении рекламы Рекламодателя Налоги на рекламу в интернете с более сложных рекламных схем будут исчисляться по аналогичному системному принципу. Они будут распределены и взыматься по цепочке с каждого участника при наличии фактического дохода у оного. Какие цепочки имеется ввиду? Например: РД — РА1 — РА2 — РР либо РД — РА — ОРС (Яндекс Директ, ВК реклама и прочие) — РР либо РД — РА — Биржа блогеров (Telega.in, Wowblogger и прочие) — РР либо РД — Биржа блогеров — РР Государство в лице Минцифры и Роскомнадзора основательно подготовилось к вводу данного налогового сбора с обозначения и фиксирования в ЕРИР налогооблагаемой базы, начав с введения закона о маркировке рекламы (статья 18.1. закона о рекламе 38-ФЗ) с обязательной отчетностью в ОРД с отправкой данных в ЕРИР P.S. Вишенка на торте: Где 3%, то там вскоре будет и 5%, а то и более...😒 UPD от 10.01.25: Как видно в платной версии КонсултантаПлюс, статья 18.2 для закона о рекламе 38-ФЗ по поводу отчислений в размере 3% за рекламу в интернете вводится ТОЛЬКО с 01.04.25 Так вот, логично предположить, что первые платежи нужно будет производить за размещения со второго квартала, а не с первого квартала 2025 года Таким образом, как предположение, первый платеж за апрель-май-июнь будет необходим только в июле 2025 года *** В моем Телеграм вы всегда сможете найти необходимую экспертизу по маркировке рекламы и оформлению отчетности в ОРД, а также получить ответы по вашим кейсам

Цепочка № 1:

Цепочка № 2


Плательщик: Рекламодатель

Кстати, Telegram Ads иностранная рекламная платформа со всеми вытекающими из этого факта последствиями. Учитывая специфику размещения рекламы через Telegram Ads, оплата рекламного сбора будет головной болью селлеров, а не простых смертных (рекламодателей), которые размещают рекламу через них. Во всяком случае на данный момент
Подводя черту
В итоге
