Рассылки для онлайн-школы: инструкция по применению
Оформление рассылок
Первое и главное, о чем хочется сказать, так это о том, что любые сообщения от лица онлайн-школы (будь то информационная рассылка, анонс запуска нового курса, уведомление об открытии нового урока или приглашение поделиться обратной связью) должны быть информативными и понятными.
Казалось бы, простая истина? Но нет. На деле я часто наблюдаю либо переизбыток информации (когда в одно письмо пытаются впихнуть несколько смыслов), в том числе визуальной, либо наоборот аскетизм (этим часто грешат в «технических рассылках», в которых учеников информируют об открытии доступов, выходе нового урока и прочих моментах обучения).
Как слишком перегруженный текст картинками, гифками, смайлами, подчеркиваниями, так и сплошной текст без абзацев, кнопок, выделения главных моментов захочется сразу же удалить, поскольку в них очень трудно ориентироваться. Чем это грозит?
— во-первых, будет падать репутация домена, если мы говорим про e-mail-рассылку (и ваши письма все чаще будут падать в спам),
— во-вторых, вы не сможете донести до читателей то, что хотели. Например, новое предложение или выход нового курса,
— в третьих, такие рассылки влияют на общее впечатление от процесса обучения не в вашу пользу.
Чтобы ваши месседжи открывали, читали и, в идеале, кайфовали важно их правильно оформить. Обратите внимание, что правила оформления рассылок в каждом канале индивидуальные. То, что подходит для email, совсем не подходит для Телеграм. Ниже поделюсь правилами, которым я следую при оформлении e-mail-рассылок и рассылок в мессенджерах.
Особенности верстки e-mail-писем
Не знаю как вам, но мне очень тяжело читать текст, в котором все идет сплошняком. Есть некоторые правила оформления рассылок, было бы хорошо, если вы их изучите и будете соблюдать.
Представим ситуацию. Вы запустили воронку продажи курса. Прогрев аудитории идет через бесплатный вебинар. После вебинара участникам должен уйти ряд «прогревающих» писем.
Если ваш домен будет скомпрометирован, если подписчики будут отправлять ваши письма в СПАМ, то есть огромная вероятность, что люди не получат письма с приглашением на вебинар и не смогут попасть на него.
Не стоит надеяться на Телеграм, Вотцап или ВК. Определенная группа людей вообще не присутствует в мессенджерах. Так же как и то, что не все люди читают письма.
Вам нужно понимать, где привыкли общаться ваши клиенты. Но в любом случае, игнорировать отправку писем я не рекомендую. Ну разве что в том случае, когда вы уверены на все 100%, что ваши клиенты только в боте, например.
Приведу ряд правил, которые следует соблюдать при верстке писем
1. Не вставляйте в письма тяжелые файлы — большие изображения, видео. Такие файлы будут плохо подгружаться в письмах.
2. Не забывайте здороваться. Обращение по имени — только в том случае, когда вы уверены, что клиент оставил вам свое имя. Чтобы не получилось так — {Имя}, добрый день! Мне как-то приходили такие письма. Это сразу выдает недоработки в проекте.
3. Делайте абзацы.
4. Если в письме есть ссылки, дублируйте их кнопками. Во многих сервисах есть стандартная функция, позволяющая выделить текст и вшить в него ссылку с редиректом или же добавить кнопку и сделать по клику на неё редирект на нужную страницу (в текущей или новой вкладке).
5. Одно письмо = одна мысль. Не надо скакать в письме с темы на тему. Так вы запутаете читателя. Так можно сделать в том случае, если у вас дайджест, в котором вы знакомите с новостями.
6. Смотрите на свои письма глазами читателя. Вам понравится ваше письмо? Про копирайт я сейчас не говорю, это отдельная большая тема.
7. Подпишитесь. Читатель должен видеть кто вы. Потому что в 70% случаев читатели не помнят на что они подписываются и по емэйлу не могут понять, от кого пришло письмо.
Топовые LMS-платформы (например, SOHO.LMS, Getcourse, AXL) предоставляют все необходимые инструменты для верстки писем: картинки, текст, кнопки, заголовки, возможность кастомизировать макет письма под себя (в html). Рекомендую использовать все возможности, чтобы письма получались красивыми, чтобы их легко было читать. Я, например, подписана на рассылку одной компании лишь потому, что у них очень визуально интересные письма.
Какое бы ни было интересное, полезное и красиво оформленное письмо, если оно криво отображается в почте у клиента, пиши пропало. Поэтому очень важно перед запуском рассылки убедиться, что письмо будет корректно отображаться как в web-, так и в мобильной версии, а также в разных почтовых клиентах. Поэтому не забывайте каждый раз отправлять себе тестовые письма. И смотреть на них свежим взглядом.
Особенности оформления рассылок для мессенджеров:
- рассылки для мессенжеров лучше не делать слишком объемными. Старайтесь уложить вашу мысль в небольшой пост, 1200-1500 знаков вполне хватит. Если хотите сказать больше, разбейте на 2 поста. Помните, мессенджер предназначен для быстрой реакции. А значит ваш текст должен умещаться примерно в 1-1,5 прокрутки экрана.
- используйте смайлы и эмоджи, но не переусердствуйте. Когда их нет — сообщение кажется слишком официальным и не примечательным. Смайлы помогают акцентировать внимание на какой-то части сообщения. Ну а при переборе количества смайлов сообщение получается похожим на новогоднюю елку, когда непонятно, что является главным и куда смотреть.
- не забывайте про форматирование текста. Это позволит акцентировать внимание читателя на нужном нам моменте.
- ставьте абзацы через пробел. Сплошное полотно текста, даже со смайлами очень трудно читать.
- ссылки, кнопки — не забывайте их использовать. Часть читателей могут предпочитать нажимать на ссылки, часть — на кнопки. Пусть это все будет в вашем сообщении, по возможности. И небольшая хитрость, с которой, я думаю вы уже встречались. Если надо привлечь внимание читателя кликнуть по ссылке, ставьте ее 3 раза подряд.
Если говорить про WhatsApp, то здесь сообщения надо формировать еще более внимательно, чтобы с первых фраз завлечь читателя открыть его, посмотреть, прочитать. Слишком длинные сообщения WhatsApp сворачивает и первые фразы должны быть максимально интересными. Но не увлекайтесь кликбейтными заголовками, за это банят в соц.сетях и для рассылок нам тоже это совсем не надо.
Учитывайте особенности канала при оформление своей рассылки. А также было бы хорошо изучить свою аудиторию, что позволит вам писать такие рассылки в каждый канал, которые будут привлекать внимание ваших читателей.
Автоматизация рассылок
Все, что может быть автоматизировано, должно быть автоматизировано — не поленитесь и настройте все процессы, где заранее заготовленные письма будут уходить адресатам автоматически: например, письма после оплаты или письма о том, что доступ к уроку скоро закроется. Те самые «технические рассылки».
Во многих LMS-платформах уже зашиты стандартные сценарии рассылок, на базе некоторых платформ (например, SOHO.LMS) есть возможность создавать свои собственные сценарии автоматических рассылок (которые будут запускаться при выполнении разных условий). Отдельно стоит позаботиться о том, чтобы настроить отправку рассылок во все мессенджеры, которые используются в воронке, тем самым увеличив шанс на то, что ваша информация таки дойдет до получателя.
Главная задача, когда все сценарии рассылок созданы, контролировать процесс, наблюдая за реакцией клиентов, и, в случае необходимости, вносить изменения в воронку. Например, добавив новое письмо или наоборот убрав, поменяв условия отправки. Скажу сразу, что корректная настройка воронок задача кропотливая, но результат стоит того, чтобы за настройку заплатить техническому специалисту 20-35 тыс.рублей. Автоматизация процесса позволяет уменьшить ручной труд технического специалиста.
Иногда бывают сбои в работе платформ и письма по неизвестным причинам не уходят. Тут придется посмотреть, что же произошло, выявить причину и устранить. Если это просто технический сбой — тогда на следующий день все должно пойти как задумано. Если же выявляются фатальные сбои, то придется разбираться. И здесь важно, чтобы техподдержка платформы оперативно реагировала. В этом плане самая быстрая скорость реакции у SOHO.LMS, где каждой школе выделен свой персональный менеджер, который решает проблему, как правило, в течение суток. В вопросе рассылок, особенно, когда идет запуск, очень важно оперативно править баги — задержка в несколько дней критична!
Сегментация клиентов
Чем лучше вы сегментируете клиентов, тем проще вам будет донести до них смысл. Например, вы приглашаете клиентов на свой новый вебинар. Очень часто такие письма отправляют всем, всей базе. Но если подойти более осознанно к выбору: кому вы пишете и как пишете (настроить под каждую группу клиентов письмо и воронку рассылки), вероятность того, что будет больше регистраций на вебинар, может вырасти в разы. При условии, что вы знаете своих клиентов и их потребности.
За сегментирование получателей рассылки отвечают фильтры. Кстати, эта функция может быть полезна для изучения клиентов, если у вас пока мало понимания их интересов и поведения. Например, можно выбрать сегмент клиентов, которые оформили заказ, но не оплатили, отправить им напоминание, задать вопросы. Ну и конечно же сегментация клиентов неотделимый инструмент при cross sale и up sale.
В своей практике я также использую следующие сегменты:
- клиенты, которые не открывали письма какое-то время. Для них провожу работы на возобновление взаимодействия, и, если после этого они остаются «мертвыми», удаляю контакты из базы.
- клиенты, которые активно покупают продукты школы. Им отправляются доп.предложения и различные спец.подарки.
- новые клиенты. Им отправляется информация о школе, продуктах, авторе проекта.
Любой проект может выделить множество различных сегментов, в зависимости от своих бизнес-процессов.
На первом этапе можно использовать все каналы связи с клиентами, а потом сделать опрос и выяснить, где клиенту удобнее всего общаться. И именно в тот канал и отправлять затем всю информацию. Это повысит вероятность того, что рассылки будут читаться и будут совершаться целевые действия (регистрации, покупки).
Для этих целей я рекомендую проводить небольшие опросы. Еще раз повторю, чем вы лучше знаете своих клиентов, тем проще вам будет с ними взаимодействовать.
Аналитика
Я сторонник того, чтобы анализировать все процессы на платформе, в том числе и статистику по рассылкам. Этот анализ даст нам полную картину: какой канал предпочитают наши клиенты (емэйл или телеграм), нравятся ли наши письма клиентам, какая реакция на письма (отписки или покупки), как быстро прирастает база.
Как правило, LMS-платформы предоставляют аналитические инструменты: где-то есть встроенные дашборды по всем коммерческим показателям со сравнением с прошлыми периодами, где-то только сквозная аналитика. При выборе платформы стоит обращать внимание на то, насколько широкая аналитика нужна для ваших задач.
Must have аналитика, на которую важно опираться:
- сколько подписчиков получили письмо (можно указать период: неделя, месяц
- сколько подписчиков открыли письма
- сколько подписчиков перешли по ссылкам
- сколько открыли и купили продукт
- сколько отписалось
Эти данные показывают, насколько эффективна рассылка, надо ли менять свои бизнес-процессы, в какой области искать решения, которые помогут повысить прибыльность проекта, повысить интерес и продажи через рассылки.
Например, анализируя открываемость писем, мы можем понять, интересны ли письма клиентам или нет. Если не интересны и открываемость падает, нужно предпринять действия, которые способствует возврату интереса и повышению открываемости. Например, пересмотреть стиль писем, нанять копирайтера в конце концов.
Отслеживая количество отписок мы поймем какие темы вообще не заходят и приводят к отпискам, а, значит, имеет смысл пересмотреть контент-политику.
Коротко резюмирую
- Не продавайте в каждом письме. Миксуйте контент, используйте все варианты, рассказывайте о событиях в проекте, пишите об интересных фактах. Попробуйте разные темы и посмотрите реакции подписчиков на них.
- Не частите с количеством рассылок. Есть проекты, которые отправляют письма каждый день. По статистике, люди следят несколько месяцев за такими проектами, потом открываемость падает и повышается процент отписок. Чтобы этого не происходило, письма должны быть такими, чтобы их ждали и ловили каждое письмо. Можно создать что-то сериальное, письма с продолжением.
- Сегментируйте клиентов. Если у вас работают автоматические процессы, которые отправляют серию писем новым клиентам, то контентные письма в этот период им отправлять не надо. Иначе получится, что эти подписчики будут получать от вас по несколько писем за день. А это точно путь к отписке от вас.
- Следите за оформлением. Об этого я говорила в начале статьи.
Рассылки — это очень интересное направление в работе онлайн-бизнеса и если вы будете учитывать современные тенденции и знать своих подписчиков, то держать интерес и продавать через письма/сообщения в мессенджерах вам будет намного проще.
Поделитесь своим опытом работы с рассылками =)