редакции
Логистика под ударом: почему падение спроса на работников — тревожный сигнал для всей экономики
На первый взгляд это может показаться локальным явлением рынка труда, но цифры несут гораздо более серьёзный сигнал — для бизнеса, инвесторов, и для понимания того, как изменяется архитектура отечественной экономики. Что стоит за этой статистикой? Чем это грозит компаниям и каковы перспективы для массовых профессий в логистике?

О чём говорят цифры:
По данным рекрутинговых агентств и аналитиков HeadHunter, число открытых вакансий в категории «логистика и склады» в апреле-мае 2025-го снизилось:
На 5% — в федеральных центрах(Москва, Санкт-Петербург);
На 15-28% — в отдельных регионах Юга и Поволжья;
В среднем по стране — на 12%.
Такая тенденция наблюдается впервые за последние несколько лет: сектор стабильно показывал рост как по зарплатам, так и по числу новых рабочих мест, особенно на фоне бурного развития e-commerce и логистических сервисов в 2022–2024 гг.
Кейс: что говорят компании:
Руководитель HR-направления одного из крупнейших дистрибьюторов техники в Центральном федеральном округе делится наблюдениями:
«Весной мы сократили набор на склад на 18% по сравнению с прошлым годом. Подрядчики по аутсорсингу отмечают снижение запросов от ритейла. Причины — замедление темпов роста товарооборота + повышение эффективности за счёт внутренней автоматизации операций».
Wildberries, Ozon и X5 Group, ранее активно увеличивавшие количество складских рабочих, сейчас сосредоточились на оптимизации работы и дообучении уже существующего персонала.
В чём причины спада?
Стагнация и корректировка спроса в ритейле. После резкого роста в пандемию рынок постепенно нормализуется.
Автоматизация складов. Всё больше компаний ускоряют внедрение WMS-систем, автопогрузчиков, конвейеров — и обходятся меньшим числом сотрудников.
Сезонный фактор. Весна — традиционно менее активная пора по сравнению с осенью и зимой, когда растёт спрос на логистику из-за праздников и распродаж.
Рост внутренней конкуренции за рабочие места. Снижение миграционного потока облегчило поиск временного персонала без перегрева рынка зарплат.
Почему это тревожный симптом для всей экономики.
Падение спроса на массовых сотрудников в логистике — индикатор охлаждения деловой активности. Этот сектор — барометр состояния цепочек поставок ритейла, промышленности, агробизнеса. Если компании нанимают меньше, значит, объемы производства и оборота товаров растут медленнее.
А это, в свою очередь:
Ведёт к сдерживанию роста доходов и покупательной способности работников;
Увеличивает конкуренцию за рабочие места среди линейного персонала;
Подталкивает работодателей к дальнейшему снижению затрат, что грозит ухудшением условий труда.
Что делать бизнесу и работникам.
Работодателям стоит фокусироваться не на простом сокращении людей, а на гибкости кадровой политики:
Внедрение принципов переквалификации (reskilling) — перевод линейных сотрудников в смежные роли, связанные с обслуживанием автоматизированных систем;
Использование аутсорсинга и временных рабочих в пиковые сезоны, чтобы не держать лишний штат в периоды спада;
Вкладываться не только в автоматизацию, но и в повышение лояльности ключевого персонала — сокращение текучки в итоге всё равно дешевле регулярного обучения новых людей.
Сотрудникам же важно заранее следить за трендами рынка труда, при необходимости осваивать новые навыки и быть готовыми к переходу в смежные направления — курьерские услуги, техническое обслуживание, управление складскими комплексами и так далее.
Временное снижение спроса на работников в логистике — не трагедия, но чёткое предупреждение: рынок массового труда становится сложнее, а жёсткая экономия на людях без учёта будущих изменений может выйти боком.
Дальнейшее развитие сектора напрямую зависит от гибкости компаний, инвестиций в обучение и уважительного отношения к сотрудникам — именно они в итоге обеспечивают устойчивость и инновационную силу бизнеса.