Самодисциплина и управление временем: как работать в режиме многозадачности

Источник: iConText Group Media.
Автор: Вера Акулинина, бренд-менеджер icontext.
Интересно, как многозадачные и нетерпеливые люди, которым нужен результат здесь и сейчас, адаптировали мир под себя. Еще недавно, в условных 90-х, темп жизни был, кажется, более размеренным, а если взять разрез за 70-е года, то ничего, кроме периода великого застоя, в голову не приходит. Время будто текло иначе.
Фактически, так и есть, время текло иначе. А затем нам захотелось оказаться ближе к тем, кто далеко: чаще общаться, оперативнее получать ответы и узнавать важную информацию, быстрее передавать данные = безопаснее передавать данные. Сейчас мы наблюдаем последствия этого ускорения и вынуждены жить в более высоком темпе.
У всех разный уровень адаптации к этому ускорению, у каждого — свой уровень загрузки. Но есть универсальные приемы, которые абсолютно точно подойдут всем, кто хочет меньше фокусироваться на «немаржинальных процессах», оставаться высокоэффективным при огромном уровне нагрузки и находить время на себя.
Постановка и учет задач для самого себя
Звучит просто? Ведь многие это уже делают. Но, с огромной вероятностью, делают неправильно, и поэтому теряют время из-за несовершенств человеческой памяти.
- Неправильная схема: составить список задач на день с утра -> выполнить.
- Правильная схема: методично подходить к ведению списка задач.
Что значит методично? Давайте разбираться.
Последние дела, которыми нужно завершать каждый день — фиксировать выполненные задачи за день, после чего составлять список на следующий. И так до пятницы либо до последнего рабочего дня в неделе. В пятницу, завершая рабочий цикл, сведите список задач на понедельник и на всю следующую неделю. Проанализируйте прошедшую неделю: какие задачи вы передвигали и по какой причине? Что удалось выполнить, а что — нет? В какие моменты возникали сложности?
Такая методика позволит не вспоминать каждое утро: «Что бы еще такого сделать?». С огромной вероятностью вы вспомните не всё и будете плавать от задачи к задаче.
Кстати, в пользу этого метода говорит и кривая забывания Эбингауза: вы максимально сфокусированы и помните обо всём, что происходило в течение дня. Иначе воспринимаете структуру задач и больше в них погружены. Уже на следующее утро вы помните не более 35%, а через выходные — 1-2 дня — забываете, что вообще делали. Каждый раз, пытаясь восстановить в памяти всё, что было и что нужно выполнить, стрессуете. Для фиксирования подходят любые трекеры задач: Битрикс, Asana, Jira и другие. Мне удобнее вести трекинг в Excel или Google-таблицах, раскладывая задачи на год, месяц, неделю и день. Со стороны подход может показаться безумием, но через две-три недели приносит первые результаты. Особенное удовольствие он доставляет, когда после долгих новогодних, отпуска или других праздников жизни, в отличие от большинства, вы можете быстро войти в рабочий режим (у меня это именно так). Еще один пункт, на котором вы теряете время, силы и выгораете. Для начала освежим бэкграунд любого тайм-менеджера — приоритизацию и выполнение задач по матрице Эйзенхауэра.Согласно этой матрице, все задачи можно приоритизировать по двум метрикам: важность и срочность. Также есть эмоциональный критерий приоритизации дел внутри блоков. Находясь в потоке задач, которые вы уже учли и обозначили для себя, важно помнить, что САМОЕ ГЛАВНОЕ. Выполняйте задачи строго в порядке приоритетности. Кстати, если вы руководитель — фокус вашего внимания и личные усилия в большей степени должны быть сосредоточены на поле «Важно, но не срочно». Остальное, по возможности, нужно делегировать. Если вам слишком часто приходится работать над другими полями «вручную», стоит пересмотреть подходы к выстраиванию внутренних процессов и работе с командой (если она, конечно, есть). Именно в этом пункте стоит отметить, что нельзя себя перегружать. Не пытайтесь выполнить задач больше, чем можете потянуть. Это касается и работы, и всех аспектов личной жизни. Оцените, все ли задачи, которыми вы себя нагрузили, так важны. Я знаю человека, который на полном серьезе каждый раз создает список задач сверхчеловека: он вносит в него занятия в зале и йогу, обязательное чтение книг и очень ругает себя, что постоянно не выполняет эти пункты. Разумеется, в такой нагрузке они просто не приоритетны и не соответствуют его возможностям. Призываю не вносить в список задач бег и походы в спортзал, если вы не хотите этого делать или не можете по объективным причинам: замените их. Например, более приятной нагрузкой — долгой пешей прогулкой. А чтение книги ради факта чтения книги замените на просмотр интересного документального кино, если вам это подходит. А по рабочим задачам — отследите норматив своей нагрузки и эффективность. Старайтесь улучшать показатели и экспериментировать, но не до фанатизма. «Когда же экспериментировать, если я и так ничего не успеваю?», — спросите вы. А это уже вопрос приоритетов, поэтому возвращаемся к предыдущему пункту и смотрим, какие задачи важные и срочные, какие можно делегировать, а от каких — отказаться. Не надо жалеть себя перед выполнением каждой большой задачи — на это банально уходит слишком много времени. Не надо бояться и откладывать задачу, потому что она кажется большой и сложной. Это пункт о внутреннем стержне, который есть в каждом. Старайтесь сместить фокус от неприязни к задаче из-за ее величины в сторону радости от проделанной работы. Если не помогает, придумайте определенный «переключатель страха». Мысленно отключайте его и сразу приступайте к выполнению задачи. Снова звучит безумно, но со временем вырабатывается привычка, и выключатель страха становится реальным инструментом психологической помощи самому себе. Прием позволит снизить эмоциональную нагрузку и освободить время. Последняя рабочая механика, которая зациклит все советы и отчасти объединит их в стройный логический ряд.Чтобы лучше погрузиться в тайм-менеджмент, оценить свою работу, не выгорать от цейтнота и быть эффективным, нужно постоянно думать о будущем. Всё это глобальные вопросы. Но если вы наметите собственные цели (важно: выполнимые) и будете думать наперед, зададите образ, к которому хотите приблизиться, то тайм-менеджмент перестанет быть утомительным. И все когда-то нелюбимые правила и техники станут вашими верными помощниками в управлении временем. И обратная картина: если у вас нет цели, вы не будете пытаться к ней идти. Получается, и идти никуда не нужно, тем более в быстром темпе. Прежде чем ускоряться и управлять временем, для начала выберите направление движения. Иначе велик риск очень быстро и уверенно прийти туда, куда вы не хотели. Переходите в iConText Group Media и скачивайте шаблон трекера задач, которым я пользуюсь уже несколько лет. Надеюсь, он поможет вам оптимизировать время и повысить свою эффективность.

Приоритизация задач

Анализ собственных возможностей
«Жалко себя»
Одной ногой в будущем
Как управлять временем, чтобы все успевать? Чек-лист