Привет! Меня зовут Громова Алена, я — основатель компании по разработке мобильных приложений CREAZARD .
Приглашенные мной эксперты в вопросах авторского и патентного права:
Это Екатерина Щинова и Денис Левчук — яркие представители и незаменимые сотрудники патентно — правовой фирмы YUS .
Что можно и нельзя юридически защитить в мобильной разработке Сперва предлагаю взглянуть на мое интервью с экспертами, которое прольет нам свет на проблематику.
Законодательно возможна ли вообще «защита идеи» как таковая?
Нет. Идея и концепция не охраняется ни авторским, ни патентным правом. Охраняется их реализованный результат.
Тогда какую именно интеллектуальную собственность можно защитить в приложении?
Через патент возможно защитить изобретение либо промышленный образец . Авторским правом также можно защитить осязаемую составляющую (дизайн, видео, аудио, текст, прочее).
В контексте мобильной разработки, что именно можно считать «изобретением» или «художественно — эстетическим решением», подпадающими под защиту патента?
Как промышленный образец вы можете защитить визуальный дизайн и уникальные особенности пользовательского интерфейса. Можете зарегистрировать и защитить свой товарный знак и любые иконки приложения, включив их в промышленный образец.
Вышеперечисленные вещи подпадают и под защиту авторского права.
Патент выдается также на изобретение. Изобретением в нашем случае можно считать способ обработки данных при взаимодействии с Пользователем или устройством для достижения конкретного технического результата. Вот несколько примеров для понимания:
Патент РФ № 2767962: Способ и система для распознавания речевого фрагмента (ООО «Яндекс»);
Патент РФ № 2742192: Сканирование привязок в разметке веб-страницы (Google LLC).
Патент РФ Система и способ определения режима работы светофоров на основе информации, получаемой с навигационных устройств, RU2580428, (ООО «Яндекс»).
Патентный метод сам по себе предполагает, что ваша концепция будет сперва раскрыта патентному ведомству в соответствующей заявке. Технология получит патент только в случае одобрения этой заявки и работоспособности самой технологии, затем будет общедоступно опубликована как защищаемая.
Что нужно, чтобы получить патент, насколько это сложно, долго и затратно?
В целом, это не быстро, не дешево и не просто. Прежде чем составить и подать заявку в патентное ведомство, нужно изучить свое изобретение или промышленный образец на патентоспособность. Чем более уникальную вещь вы хотите запатентовать, тем больше у нее шансов быть запатентованной.
Обычно исследованием патентоспособности и составлением заявки для ее подачи в ведомство занимаются компетентные юристы, ведь эта работа требует специфических знаний.
Правильное исследование и грамотно составленный материал заявки — это фундамент, без которого подача заявки не имеет смысла.
В среднем, эти два этапа занимают от 1,5 до 2 месяцев. Заключительный этап — это экспертиза, которая может длиться от 1 до 1,5 года, но гарантировать положительный результат можно не всегда.
Да, патент — это самый сильный метод защиты, дающий владельцу исключительное право на интеллектуальную собственность, но получить его зачастую невозможно по причине несоответствия требованиям патентоспособности (все придумано до нас). Срок действия патента — 20 лет с момента подачи заявки, при условии, что она, в итоге, одобрена.
Получение патента на программное обеспечение — частое явление в сфере IT?
Да, но только среди самых крупных компаний, которые внедряют инновации в сфере IT.
А что насчет авторского права? Какие сложности и нюансы?
Здесь все гораздо легче, быстрее и дешевле. Авторское право возникает автоматически, с момента создания произведения (приложения и/или его составляющих: кода, охраноспособного текста, изображений, звуков и т.п.). Вы должны только урегулировать вопрос принадлежности исключительного имущественного права и нюансы использования личных неимущественных прав автора. Сделать это можно и нужно еще на этапе заключения договора на разработку приложения.
Согласно ст. 1259 ГК РФ, для возникновения и защиты авторского права не требуется соблюдать формальности. Однако на практике, в случае возникновения спора в отношении приложения или его охраноспособных составляющих, а также часто и для его продажи или иного использования в обороте, вы должны предоставить доказательства наличия у вас исключительного права и/или права авторства — в зависимости от имеющейся задачи.
В сети существуют различные сервисы для подтверждения авторского права, также есть много других способов доказать авторство. Рассмотрим самые близкие из них к нашей теме.
Приложение на заказ создается по договору с командой разработки. При надлежащем оформлении этот договор вместе с актами и ТЗ будет являться лучшим доказательством для суда. Правообладателем приложения и всех его составляющих можно оформить Заказчика приложения.
Если разработчик/заказчик хранит исходники, содержащие дату и этапы их создания — это также подтверждает авторство. К примеру, вы можете хранить дизайн приложения в формате PSD. Файл, содержащий метаданные (дата создания, тип устройства, имя Пользователя), подтверждает ваше авторство.
Даже просто загружая созданный вами контент в облачное хранилище, где регистрация Пользователя происходит по номеру телефона или email-адресу (например, Google Диск или Яндекс Диск), вы уже можете подтвердить этим авторство с момента даты загрузки.
Контент должен быть создан собственным творческим трудом, что будет снижать риски последующих споров.
И все-таки, есть ли надежный способ защитить информацию от утечки еще на этапе проектирования приложения, а не его частичной или полной готовности?
Самое простое решение — это договор (соглашение) о конфиденциальности, подписываемый как клиентом, так и командой разработки. В нем еще до начала разработки фиксируется та информация, которая не должна быть разглашена или опубликована и прописывается ответственность за нарушение. Обычно это оговоренный штраф.
Но и этот метод, к сожалению, не дает гарантированной защиты от утечки. При наличии злого умысла на разглашение информации это так или иначе случится, особенно если выгоды от злодеяния превысят штрафные санкции.
К тому же установить факт утечки и конкретного виновника, как правило, очень сложно, если только нет материального свидетельства о разглашении в виде публикации или т.п., что случается крайне редко.
Тогда какой смысл в подписании договора о неразглашении?
Смысл есть. Прежде всего, это значительно повышает ответственное отношение команды разработки к информации, которой они располагают. Само по себе заключение такого договора при его грамотном оформлении может являться свидетельством серьезности компании и наличия в ней внутреннего регламента по работе с информацией, что стоит уточнить дополнительно.
К примеру, при наличии надлежащего внутреннего урегулирования работы команды с информацией значительно снизится риск того, что дизайнер добавит дизайн-макет в свое портфолио раньше релиза приложения или программист начнет выкладывать строчки кода на тематических форумах, либо кто угодно из команды начнет хвастаться в соцсетях участием в проекте, раскрывая его ключевые детали.
Чем более профессионально составлен договор (соглашение) о конфиденциальности и чем строже он соблюдается командой на практике согласно внутренним документами по работе с информацией, тем меньше «пространства для маневра» остается в вопросах утечки информации как от команды, так и от клиента.
А нуждается ли идея в защите вообще? Если подвести итоги вышесказанного, наверняка могут возникнуть такие мысли: «Поскольку на идею не предоставляется исключительное право, а патент и авторское право защищают уже реализованную идею, а договор о конфиденциальности не спасет от злого умысла, как тогда вообще я могу защитить свою идею от недобросовестных разработчиков?»
Сохраняйте спокойствие. Все проще, чем может показаться. По своему личному опыту (в мобильной разработке с 2018 года) я скажу, что успех зависит от качества воплощения идеи куда больше, чем от ее новизны. Конкуренты обязательно додумаются до того же самого или чего-то похожего и, может быть, уже делают это прямо сейчас, потому никакой исключительной ценности идея не представляет. Поверьте, считая сметы на технические задания клиентов, бывалые разработчики уже слышали все и по нескольку раз.
К тому же редко идеи остаются в своем изначальном виде при воплощении. Процесс разработки можно сравнить с процессом эволюции. Еще на этапе MVP («пробная» версия приложения, для проверки жизнеспособности продукта), реагируя на отзывы пользователей, тестировщиков, динамично меняющиеся условия рынка, приложение обрастает улучшениями и адаптациями, а иногда вообще случаются пивоты .
Так что по-настоящему заморачиваться стоит над реализацией идеи, а не над ее сокрытием от мира — это так или иначе бесполезно. Хорошая идея важна, а хорошая реализация еще важнее — именно она позволит обогнать конкурентов с похожими идеями.
Хотя даже конкуренция — далеко не всегда приговор в нашем деле, стоит вспомнить примеры Uber — Lyft или WhatsApp — Viber. Каждое из этих приложений является сверхприбыльным для своих авторов.Количество людей, которые используют Uber ежемесячно.
Источник Прибыль Lyft в 2022 году составила 4.09 млрд $
Источник Более того, эти примеры демонстрируют нам, что все гениальное просто и для успеха проекта вовсе не обязательна сложная концепция. Чем понятнее и ближе к потребителю идея, тем больше шансов у приложения получить широкую популярность.
Между прочим, для одного только Uber существует целый набор программ для его «клонирования». И представьте себе Uber жив.
Разработчик все-таки украл идею! Если бы страшный сон заказчика сбылся... С подобными планами можно переиграть самого себя.
Теперь же давайте смоделируем ситуацию и представим, что разработчик решил перехватить идею своего клиента и разработать приложение без него. Какие последствия это повлечет для компании разработчика?
Потеря заказа и дохода от работы с клиентом Уход в минус от оплаты за работу сотрудникам из своего кармана Потеря трудовых ресурсов и упущенная прибыль. Сотрудники заняты проектом, а значит не возьмутся за другой, пока не закончат Потеря около 5 месяцев на разработку + месяцы, а иногда годы на раскрутку и поддержку Большой ущерб своей репутации, который может поставить на компании крест Риск понести наказание за нарушение обязательств по подписанному договору о конфиденциальности/соответствующим положениям договора на разработку приложения и значительные судебные расходы Каждый день, потраченный на подобную лотерею = потерянные потенциальные клиенты и оплаченные часы работы. И даже если есть 100% уверенность, что идея взлетит, то взлетит она точно не сразу. Хорошая схема, чтобы «похоронить» свою команду.
И в заключение. Советы и выводы Я надеюсь, ответы специалистов в моем интервью смогли раскрыть для вас правовые нюансы по нашей теме, а мои доводы из многолетнего опыта — развеять лишние опасения, если у кого-то они остались.
Помните: клиент и команда разработки — в одной лодке, поэтому для команды, работающей над вашим проектом с нуля, допустить утечку своих наработок — тоже весьма нежелательно. Будьте внимательны к утечкам информации в первую очередь извне, ведь готовые наработки — это как раз то, что действительно можно украсть и использовать. Команда не станет красть их сама у себя.
Правильно составленные договоры, гарантирующие конфиденциальность проекта и право обладания заказчиком результатом разработки — это очень важно, но еще важнее с кем именно вы эти договоры подписываете. Обращайтесь к компаниям, которые предлагают вам договоры, составленные профессионально, и могут это подтвердить.
Сотрудничайте только с теми, кто ведет свои дела прозрачно, всегда проверяйте репутацию команды, в наше время это легко сделать: погуглите название компании, посетите сайт, обратите внимание на публикации и представленность на различных ресурсах, особенно изучите проекты в портфолио и отзывы реальных заказчиков — это бывают как известные люди и компании, так и обычные предприниматели.
Желаю вам успеха во всех благородных начинаниях! Если же остались вопросы или нужна помощь в реализации этих благородных начинаний — смело обращайтесь, всегда выслушаю и помогу!
Громова Алена, CEO CREAZARD .
Реклама, ИП Громова, ИНН 772850165163 erid: 2Vtzqx8EGGz