Ошибка № 8: Экономить на тестировщиках Часто клиенты просят не брать тестировщика в их проект для экономии, а взять их способную внучку Зиночку. Зиночка — умничка, бесспорно, но она (как и клиент) может проверить приложение только на уровне обычного пользователя.
А приложение нужно проверить еще и на уровне необычного пользователя и даже злоумышленника.
Проверить на соответствие техническому заданию (в котором 215 страниц). Найти недоработки, мыслить нестандартно, искать корнер кейсы и эйдж кейсы (как приложение обрабатывает високосный год, например, или адрес почты пользователя, который оканчивается на .uk), проверить валидацию и многое другое. Одна плохо проведенная проверка, и клиент может потерять миллионы. Каким образом? Сейчас расскажу.
Представьте: Зиночка не заметила, что на iPhone не работает счетчик ограничения запросов СМС с одного номера. А у клиента есть зубастые конкуренты, которые решили таким образом его разорить.
Когда пользователей около 100 тысяч, сегодня день релиза приложения и маркетологи во всю стараются нагнать юзеров, а СМС стоит от 1,5 до 9 рублей (ведь на СНГ приложение тоже распространяем) и при этом ограничение СМС не работает, миллионы уходят быстро и безвозвратно.
Мой вывод: пара сотен на тестировщика может сэкономить миллионы. Профессиональное тестирование ускорит релиз и спасет репутацию после него.
Ошибка № 9: Сервис выдержит нагрузку, если просто взять сервер «помощнее» Допустим вы планируете создать соцсеть, игровую платформу или сервис для просмотра видео. Любой сервис, который будет обслуживать тысячи пользователей одновременно. Тогда к вопросу параллельной нагрузки необходимо подойти серьезно.
Если приложение будет просто «тормозить», то это неприятно. А если оно в принципе не будет работать, вылетать, показывать на экране ошибки, то совсем не хорошо. А еще я скажу, что все это может привести к уязвимостям и нарушению безопасности данных пользователей. Восстановить репутацию после такого провала очень трудно.
Скажу больше. Даже самый дорогой тариф, например, на Yandex. Cloud, миллиона так за 2 рублей в месяц, не даст гарантию стабильной работы, если система плохо спроектирована.
Я не рекомендую экономить на действительно важных вещах. Это в итоге сэкономит вам миллионы рублей, время и репутацию.
Ошибка № 10: Продолжать дорабатывать МВП MVP запускают, чтобы протестировать гипотезу на целевой аудитории продукта и получить обратную связь. Например, «быстрый» интернет-магазин на бесплатном движке, чтобы проверить интерес аудитории. Интерес проверили, он есть и весьма большой. Вместо того чтобы оставить первую версию как есть, и разрабатывать с нуля полноценную версию со всем функционалом, клиент решил «докручивать» первую версию, MVP.
В итоге система не держала нагрузку, любое дописывание функционала сопровождалось крокодильими слезами разработчиков, а операторы стерли пальцы о клавиатуру, составляя список правок на устранение проблем. Проблемы возникали из-за того, что приходилось дописывать функции движка интернет-магазина, который изначально не был для этого предназначен.
Единственное решение — переписать все с нуля, как и планировалось после проверки гипотезы.
Но клиент считал, что это дорого и продолжал просить закрывать баги и добавлять костыли для нового функционала.
Итог: недовольный клиент, недовольные пользователи, потерянное время, мы ушли из проекта. Насколько я знаю, клиент перестал работать над проектом и снова стал продавать через соцсеть, ныне запрещенную в России.
Мой вывод: если система написано по-быстрому для конкретных целей, не нужно надеяться, что она внезапно переродится в жар-птицу. Лучше за 4 месяца написать свою рабочую систему, способную к масштабированию, чем потратить 1,5 года впустую.
Ошибка № 11: Отказываться от внедрения готовых решений Мне пока всегда удавалось отговорить клиентов от «написания своего чата с нуля». Но на всякий случай уточню, что написать свой чат с нуля займет 4-6 месяцев. Не знаю с чем это связано, но почему-то чаты просят написать с нуля чаще всего.
Существует много готовых отличных SaaS-решений. Тот же чат можно интегрировать в свое приложение за 600-1000 рублей в месяц. Просто нерационально платить за разработку чата команде из 5 человек. Если есть опасения за сохранность данных, надо внимательно читать договор с сервисом. Но даже если вы хотите собственное решение вместо SaaS-сервиса, то данные все равно будут храниться у хостера. И у него также будет к ним доступ. Кстати, про доступ к данным будет следующая ошибка.
Ошибка № 12: Разрешить разработчику регистрировать доступы к ресурсам не на вас. Загружать репозитории проекта не на ваши учетки. Привычная ситуация: к нам часто приходят клиенты, у которых нет доступов даже к своему хостингу. И к исходным данным проектов (говоря просто, к коду, который написали программисты).
Причина: клиент поссорился с разработчиками и те поменяли логины и пароли, отключили сервер.
Что делать в такой ситуации. Мы составляем список материалов, которые нам нужны для начала разработки, и начинается веселый процесс получения доступов. Иногда нужно отправить множество писем на разные ресурсы с документами, чтобы объяснить хостеру и другим сервисами: этот клиент — правообладатель материалов на их ресурсе. Ответа можно ждать неделями.
Моя строгая рекомендация: обязательно оформляйте все доступы к ресурсам на ваши почты и номера телефонов. Также просите разработчиков, чтобы они загружали коммиты на вашу учетную запись хотя бы раз в неделю, иначе у вас не будет исходников вашего проекта. И, по возможности, создавайте отдельный дочерний доступ, а не просто логин и пароль от главной учетки.
Ошибка № 13: Хочу работать по фиксе! Fixed Price — это работа по фиксированной стоимости. Time and Material (TM) — это почасовая оплата работы.
Кажется, что работать по фиксированной стоимости выгоднее: известно сколько времени займет разработка. Но если ТЗ не четкое, разработчикам трудно определить точный срок. Разработчик, может завысить срок просто для собственной подстраховки, а клиент за это переплатит. Как с этим быть? Согласовывать стоимость ближайшего этапа только после согласования предыдущего. Чем четче ТЗ и макеты, тем яснее сроки и бюджет.
Ошибка № 14: Ругаться с разработчиками :) У нас были клиенты (к счастью, всего два), уверенные, что разработка — это на самом деле не дорого, а их просто хотят «развести» на деньги.
Клиент был убежден, что платить 200 тысяч рублей в месяц команде из 5 человек, которая работает на его проекте, это чересчур дорого. Аргументов слышать не хотел. Мы перестали работать с этим клиентом, потому что оцениваем свой труд адекватно. Он стоит дороже.
Если у вас есть вопросы или недопонимания, лучше спокойно задать их, либо разойтись, если что-то не устраивает. Получить репутацию скандалиста — не очень хорошая перспектива, ведь мир разработки тесен.
Вместо вывода
Я просто снова повторю то, что сказала в финале первой части: стремитесь работать с профессионалами, обращайте внимание на репутацию команды. Этот подход сбережет ваши нервы, время и деньги. Я видела доказательства много раз: и лично, и в историях наших клиентов. Об этом и хотела вам рассказать.
Конечно, список ошибок, который я составила, не исчерпывающий. Возможно, вам есть что добавить. Смело обращайтесь к нам в CREAZARD и рассказывайте об ошибках, которые мешают разработке. Я не просто добавлю их в свой список, но и помогу!
В связи с поправками в законе о рекламе, вынуждены поставить метку: Реклама, ИП Громова, ИНН 772850165163 erid: 2Vtzqwkzs23