Одна из моих любимых ошибок, которые делают клиенты :)
Не учитывать ЦА продукта → после запуска переделывать приложение под ЦА → терять время, деньги, лояльность клиентов
Часто приходят клиенты с идеями, которые, по их мнению, взорвут рынок. Но эти идеи основаны только на мнении клиента. Он сам так придумал, не изучив рынок и не получив обратной связи от потенциальных пользователей. В итоге через полгода разработки мы получаем реальную обратную связь после выхода приложения и начинаем сильно менять функционал.
Финансовые затраты в этой ситуации могут исчисляться миллионами рублей. А потеря времени — месяцами.
Не ленитесь потратить хотя бы 1-2 недели на общение с вашей целевой аудиторией. Кстати, для опросов рекомендую использовать методы из замечательной книги «Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?» (автор Роберт Фитцпатрик). Она реально помогает понять, за что вам готовы платить пользователи.
Ошибка № 5: Придумать дизайн без согласования с разработчиком А сейчас я говорю (кричу!) от лица всех фронтенд-разработчиков: очень (очень!) нежелательно разрабатывать прототип и дизайн приложения без обратной связи от команды разработки.
Нарисовать с дизайнером красивый дизайн → узнать у разработчика, что закодить такое невозможно → переделывать дизайн, теряя время и деньги
Невозможно измерить сколько крокодильих слез было пролито, сколько виски кофе выпито, когда несчастные программисты пытались верстать мои «дизайнерские» макеты на заре моей карьеры. Никогда не забуду эмоции Юры, iOS-разработчика, когда я упомянула уже в середине разработки, что в приложении планируется еще и ночная тема...
Часто дизайнеры-фрилансеры без команды рисуют макеты по вдохновению, а не по правилам платформ Apple и Google. А после этого неделя тратится на то, что можно было сверстать за один день. А потом это еще и надо привести к адекватному виду на разных экранах и устройствах.
Многие функции в принципе нельзя реализовать быстро, поэтому их оставляют на вторую версию приложения. Если бы дизайнер общался с командой разработки, то знал бы про это и не тратил часы и дни на отрисовку ненужных блоков. В итоге переплата за бесполезную работу дизайнера, программисты убирают или упрощают куски интерфейса, а приложение выглядит уже не так красиво, как в макетах.
Забудьте про вау-дизайн первых версий. Попросите дизайнера подобрать вам на выбор несколько готовых доступных симпатичных фигма-шаблонов, и сделайте приложение, перекрасив элементы в вашем фирменном стиле. Потом, когда будут время и деньги, можно развлекаться с красивыми кнопочками. Так можно сэкономить несколько недель времени и несколько сотен тысяч рублей на работе целой команды.
Ошибка № 6: Сразу писать приложение на Flutter/Nocode/Lowcode Важно представлять, как будет развиваться приложение. Если такого видения нет, то возможны проблемы.
Не написать план развития приложения → выбрать неподходящий язык/фреймворк → тратить дополнительные время и деньги на поддержку и обновление
Часто клиенты просят написать приложение, например, на Flutter. Flutter — это отличный фреймворк для кроссплатформенной разработки. Если его средств не хватит, всегда можно дописать код нативными языками. Красота. Если ей правильно пользоваться.
Однажды мы с клиентом обсудили план работ и решили писать на Flutter. Через полгода-год разработки, когда давно вышел релиз приложения, мы с клиентом решили добавить будильник в приложение. Обычный будильник, чтобы те, кто не любит пуши и постоянно отключают их, могли пользоваться будильником. Круто? Круто!
Мы потратили очень много времени, но не смогли реализовать эту задумку на Flutter. Ладно, сделать будильник можно нативными средствами. Вот только Flutter выбирают за то, что приложение пишет один разработчик. Когда Flutter не хватает, приходится подключать нативщиков, то есть, поддерживать приложение придется уже не одним, а тремя разработчиками.
Можно, конечно, поискать Flutter-разработчика — выходца из разработчиков Android или iOS, но это уже задача high-уровня, которая займет не один месяц. Подходит ли вам такой вариант? Вам виднее.
Цена такой ошибки, в лучшем случае, увеличение стоимости поддержки, а в худшем — переписывание всего проекта.
С самого начала надо максимально хорошо представлять себе план развития продукта. Так ваша команда примет верное решение при выборе языка/фреймворка.
Ошибка № 7: Не давать разработчику необходимую информацию Не давать обратную связь разработчику → получить неработающее приложение → потратить время и деньги на исправление ошибок
Еще одна потрясающая ситуация. У клиента был свой бэкенд-разработчик. Нас наняли написать только фронтовую часть. Мы попросили пример реальных данных, которые будут передаваться в приложение на телефоне, чтобы подготовиться к работе, и посмотреть, что и в каком объеме клиент собирается пересылать в телефоны пользователям. Клиент отказался, заявив, что данные содержат конфиденциальную информацию о клиентах.
Когда с нашей стороны все было готово, мы начали получать реальные данные с сервера, и оказалось, что сервер пересылает на каждый наш запрос по 250 тысяч строк. Конечно, к такому потоку данных приложение и вся серверная архитектура, написанная не нашим разработчиком, была не готова. Пользователь нажимал кнопку, а приложение зависало на приеме огромного потока данных. Если бы такой файл нам передали в самом начале, у нас возникли бы встречные вопросы по поводу сервера и методов приложения. Приложение писали бы иначе, с разработчиком клиента обсудили бы изменения.
В итоге: 4 месяца работы в неправильном направлении из-за недостатка данных и скандал с клиентом. А еще угрозы не оплатить услуги по договору даже после того, как наша команда без дополнительной оплаты отказалась от летнего отпуска, чтобы исправить ситуацию. И мы все исправили. С тем клиентом мы больше работать не будем. А всего могло быть иначе.
Поэтому не бойтесь давать разработчику всю необходимую информацию. Разумеется, сначала убедитесь, что информация действительно нужна для разработки, а затем заключайте соглашение о неразглашении.
Вместо вывода
Лично мне, с высоты всей пройденной практики представляется очевидным, что если есть бюджет, то выгоднее работать с профессионалами, уже заслужившими репутацию. Да, на короткой дистанции это будет дороже, но зато вы сразу создаете стабильную масштабируемую отказоустойчивую систему. Ее вы сможете развивать без моральных и финансовых потерь. В перспективе, при работе «в долгую», этот подход выйдет в разы дешевле для бюджета и ваших нервов. Более того, система контроля качества работы, существующая в профессиональных командах, точно будет необходима, если проект ответственный.
Что ж, материал получился масштабный и, надеюсь, убедительный. Вскоре представлю вашему вниманию еще и вторую часть — там я расписала еще 7 ошибок . Например, что бывает, если экономить на тестировщиках и чем опасна работа «по фиксе». До встречи!
Громова Алена, основатель компании CREAZARD.
Реклама, ИП Громова, ИНН 772850165163 erid:2VtzqvkAGZ6