Как руководителю предотвратить конфликты на рабочем месте
Поэтому руководителям важно знать, как свести возникновение подобных ситуаций к минимуму.

Определение конфликта
В первую очередь, следует понять, что же такое конфликт. Конфликт — это несоответствие, несогласие между двумя или более людьми, между группами людей. В рабочем коллективе конфликт всегда присутствует в той или иной мере — как элемент достижения, формирования и организации команды.
Каковы же основные причины конфликта на работе?
К ним можно отнести разные характеры сотрудников, различие целей, которые ставят сотрудники, работая в одной организации.Условно можно разделить рабочие конфликты на две группы: это межличностные конфликты, когда два сотрудника борются за влияние или получение должности, и межгрупповые.
Последние возникают так: руководитель собирает лояльных сотрудников, которые слушают и верят ему. В то же время неформальный лидер в коллективе собирает собственную группу. Заканчивается все тем, что эти две группировки противоборствуют, доказывая что-то друг другу.
Коллективов, в которых нет конфликтов, на самом деле, не бывает. Случаются определенные промежутки времени, когда коллектив, организация активно работают без ссор.
Абстрактно саму организацию можно представить в виде слаженного механизма, в котором каждая деталь играет определенную роль. Когда уходит один сотрудник, на его месте появляется другой. Формирование коллектива начинается по новой, и «сигналом» к такому обновлению служит именно конфликт.
Смена руководителя всегда ведет к тому, что перестраивается весь рабочий механизм: по новой выявляются те люди, которые благосклонны руководителю и те, которые противопоставляют себя ему. Деструктивность конфликта при этом проявляется в том, что во время него люди не понимают друг друга, отказываются сотрудничать. Это сильно влияет на производительность труда в коллективе.
Конфликт — это кризис, однако и в нем можно отыскать положительные стороны. При выходе из данного кризиса, как правило, формируется лояльный, слаженный коллектив, который с полуслова понимает друг друга. Руководитель начинает лучше понимать свою команду, а команда — принимать и исполнять задачи, которые он ставит.
Профилактика конфликтов
Одним из способов избежать конфликтных или спорных ситуаций является создание благоприятной корпоративной среды, включая налаженные коммуникации и командную работу. Для развития данных компетенций руководителю важно поддерживать принцип открытости в команде, проявлять готовность к диалогу и обмену обратной связью.
Стимулируйте взаимодействие и сотрудничество, обмен идеями между всеми участниками команды — это позволит создать атмосферу доверия и поддержать полезные инициативы.
Каждый сотрудник должен иметь возможность высказать свои предложения и получить обратную связь. Слушайте, уважайте и учитывайте мнение каждого участника команды, даже если оно отлично от вашего, поощряйте конструктивный диалог и находите компромиссы. Также вы можете предлагать сотрудникам участие в тренингах, которые позволят развить навыки коммуникации.
Следующий инструмент — поддержка. Важно хвалить сотрудников не только за конечный результат, но и в процессе исполнения задачи — это позволит повысить мотивацию к результату. Находите возможность отметить лучших сотрудников, признавая достижения и вклад каждого участника.
Ставьте ясные цели и задачи, подробно и корректно разбирайте неточности и ошибки в процессе выполнения задачи. Выражайте одинаковое отношение к каждому из участников команды, не выделяйте «любимчиков». Сотрудникам важно чувствовать себя в безопасности и быть услышанными, поэтому проявляйте эмпатию.
Коллеги могут делиться с вами своими проблемами, обращаться за помощью — не игнорируйте подобные просьбы.Участвуйте в жизни сотрудников — это также позволит повысить уровень открытости, комфорта и позитивно повлиять на работоспособность.
Предотвращение конфликтов является важным навыком для руководителей, влияющим на командную работу и позволяющим повысить уровень доверия внутри коллектива.
Как избежать конфликта между работником и нанимателем
Трудовой конфликт, как правило, всегда начинается с конфликта психологического или морального, когда отсутствует взаимопонимание между работником и руководителем или между коллегами. Поэтому во избежание трудового конфликта нужно выстраивать с работниками дипломатические отношения.
Если такой конфликт все же возник, нужно соблюдать определенные правила для того, чтобы впоследствии работник не обратился в суд или в контролирующие органы — к примеру, в Департамент государственной инспекции по труду. Для этого руководителю необходимо знать минимальные нормы трудового законодательства. Потому что при возникновении конфликтной ситуации работник будет решать свои проблемы непосредственно на уровне руководителя.
В малом и среднем бизнесе сегодня, как правило отсутствуют выделенные специалисты в организациях, которые способны квалифицированно дать ответ работнику — к примеру, кадровики или штатные юристы. Поэтому вся ответственность и ответы на вопросы сотрудников лежат на руководителе.
Первый совет руководителям в такой ситуации — читайте Трудовой кодекс. Начните разбирать отличие срочного трудового договора от контракта, от трудового договора на неопределенный срок — и, зная минимальные нормы трудового законодательства, вы сможете дать четкий, правильный ответ своему работнику.
Если же работник не получил ответа на свой вопрос внутри организации и обратился в соответствующие органы — к примеру, в суд или в инспекции по труду. Необходимо грамотно выстроить собственное отношение с данными органами.
Если работник обратился в суд и нарушение законодательства с вашей стороны очевидно, целесообразно прибегнуть к заключению мирового соглашения.
Важно знать и нормы кадрового делопроизводства. Если вы неправильно работаете с документами, подписываете их, налагаете резолюции — впоследствии также возникают конфликты, которые оборачиваются для нанимателя серьезными финансовыми рисками.
Есть еще одно важное правило: не обманывайте своих работников. Чем прозрачнее будут трудовые отношения, тем легче их будет координировать.