В
конструкции газотурбинных двигателей используют высокопрочные и жаростойкие
сплавы. Но пока не существует материалов, которые были бы полностью устойчивы к
коррозии. Для их разработки важно изучать, как в реальных условиях разрушаются
сплавы, используемые сейчас в газотурбинных установках. Ученые Пермского
Политеха разработали автоматизированный стенд, с помощью которого исследовали
появление солевой и газовой коррозии, а также ее влияние на жаропрочный
никелевый сплав. Результаты полезны для качественного создания новых улучшенных
промышленных материалов.
Статья опубликована в журнале «Неорганические
материалы: прикладные исследования», 2024 год. Исследование проводилось при
финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках реализации программы
стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
Изучить коррозионное воздействие на сплав
можно с помощью испытаний в высокоскоростном потоке продуктов сгорания
авиационного топлива с добавлением специальных агентов — веществ, вызывающих
коррозию. Это позволяет достоверно имитировать реальные условия эксплуатации газотурбинного
двигателя, чего нельзя добиться при лабораторных исследованиях.
Во время работы двигателя структура
поверхности авиационных сплавов подвергается постоянному повреждению, из-за
чего степень и скорость развития коррозии увеличивается. Это зависит от
температуры, концентрации дефектов на материале и концентрации коррозионных
агентов в продуктах сгорания и в воздухе, нагнетаемом в двигатель.
Ученые Пермского Политеха совместно с АО
«ОДК-Авиадвигатель» разработали и создали уникальную автоматизированную
стендовую установку для изучения высокотемпературной газовой и солевой
коррозии, термостойкости сплавов, которые предназначены для изготовления
деталей горячей части газотурбинного двигателя.
— Проведение экспериментов на такой
установке обеспечивает качественное исследование материалов при высоких
температурах, их циклических перепадах и больших скоростях потока газа. Мы
можем моделировать ситуации, аналогичные реальным обстоятельствам работы двигателя,
например, в условиях воздействия паров морских вод, пепла вулканов, песка
пустынь и газовой атмосферы крупных промышленных городов, — рассказывает Владимир Пойлов, профессор кафедры химических технологий
ПНИПУ, доктор технических наук.
В газотурбинных установках для деталей,
работающих при экстремальных температурах (лопатки турбины и камера сгорания),
широко применяют жаропрочные никелевые сплавы. Они отличаются высокой
прочностью, термостойкостью и устойчивостью к коррозии. Для проведения
экспериментов политехники испытывали образцы этого сплава на разработанной
стендовой установке при температурах 750 и 850 градусов. В качестве
коррозионных агентов использовали водные растворы морской соли и смеси сульфата
и хлорида натрия.
Результаты показали, что при увеличении
температуры и количества циклов интенсивность коррозии сплава возрастает. Но
воздействие морской соли на никелевый сплав значительно отличается от
воздействия смеси сульфата и хлорида натрия из-за разницы в химических
процессах.
— Морская соль вызывает образование
защитного слоя в виде отложений на поверхности, которые препятствуют дальнейшему
протеканию коррозии. При этом смесь сульфата и хлорида натрия действует
агрессивней и приводит к более интенсивному повреждению сплава. В результате
чего меняется геометрическая форма образца, утончается его рабочая часть и
теряется масса, — объясняет Владимир
Пойлов.
Разработанная уникальная стендовая
установка ученых ПНИПУ позволила детально исследовать коррозионную стойкость
авиационного сплава. Результаты испытаний вносят большой вклад в создание новых
и развитие существующих материалов для газотурбинных двигателей с лучшей
устойчивостью к коррозии.