редакции Выбор
В России самозанятые стали активно регистрировать личный бренд
В России самозанятые все активнее регистрируют собственные товарные знаки — за полтора года в Федеральную службу по интеллектуальной собственности поступило почти 25 тыс. заявок. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на Роспатент.
Напомним, что право на собственный бренд самозанятые получили в конце июня 2023 года. Тогда вступил в силу Федеральный закон № 193-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации».
«Возможность регистрировать личные бренды сразу стала популярной у россиян без статуса ИП. Во второй половине 2023 года они подали в Роспатент 9427 заявок на товарные знаки. А с января по сентябрь 2024 года — уже более 15,5 тыс», — прокомментировал руководитель Роспатента Юрий Зубов.
По его словам, на долю самозанятых приходится около 15% от общего числа заявок на регистрацию товарных знаков. Всего за девять месяцев 2024 года в Роспатент поступило 100 тыс. таких заявок от юридических и физических лиц. В них представлены сегменты одежды и обуви (21,5% заявок), программное обеспечение и электроника (17,9%), бытовая химия и косметика (13,6%), печатная продукция и канцелярские принадлежности (11,8%), а также кондитерские и хлебобулочные товары (11%).
«Личный бренд помогает самозанятым продвигать свои услуги и товары как на традиционных рынках, так и на маркетплейсах. Высокая заявительная активность, которую демонстрируют граждане, подтверждает открывшиеся перед ними перспективы», — отметил собеседник издания.
В Минэкономразвития пояснили, что зарегистрированный товарный знак позволяет самозанятым конкурировать на рынке наравне с компаниями и ИП: «Это дополнительный инструмент для развития личных брендов и продвижения товаров и услуг. Он подчеркивает уникальность продукта и способствует формированию его дополнительной стоимости за счет узнаваемости продукта, его качества и других потребительских характеристик, а также защите конечного потребителя от контрафакта».
В ведомстве отметили, что брендинговая активность российских предпринимателей выросла в 3,5 раза. Интенсивнее всего товарные знаки регистрируют предприниматели из Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга.
Как считает юрист практики «Интеллектуальная собственность» K&P.Group Илья Кураков, интерес к регистрации товарных знаков во многом связан с активным внедрением личного бренда как визитной карточки бизнеса.
«В условиях современного рынка, века технологий и интернета любой специалист может стать „лицом“ своей области, привлекая аудиторию к своим услугам или продуктам. <...> Люди охотно доверяют тем, кто имеет ясное представление о своих ценностях и миссии, что напрямую влияет на объем клиентской базы», — полагает эксперт.
Кураков добавил, что успешный бренд может привлечь внимание и привести к сотрудничеству с крупными компаниями или партнерами, с его помощью становятся доступны такие возможности, как ведение собственных проектов и стартапов, а также привлечение инвесторов.