SMM: как увеличить вовлеченность аудитории
В этой статье — о том, как создавать вовлекающий контент и бороться со снижением эффективности SMM-продвижения.

Всем привет, с вами Сергей, желаю приятного прочтения!
О SMM
SMM (Social Media Marketing) направлен на взаимодействие с аудиторией социальных сетей и мессенджеров, среди которых есть потенциальные клиенты. Ошибка многих людей, которые начинают вести страницу в соцсетях — ориентация на охваты и количество подписчиков. Это важный показатель, но не единственный. Важна также и вовлеченность аудитории, выраженная в количестве лайков, комментариев и репостов. Показатель вовлеченности свидетельствует о доверии бренду.
Специалисты digital-агентств, в том числе и Hope Group, считают, что стратегия на увеличение охватов в социальных сетях работает только для роста узнаваемости бренда. Чтобы росли продажи необходимо работать над вовлеченностью аудитории, повышая уровень ее доверия к бренду.
«Секрет» цепляющего контента
SMM-продвижение подходит практически всей сфере B2C. Инструмент эффективен, как для малого и среднего бизнеса — кофеен, салонов красоты, шоурумов, так и для крупного — супермаркеты, магазины техники, стройматериалов и мебели.
Для каждого бизнеса нужно подготавливать контент для соцсетей, мессенджеров и хорошо, если над ним работает SMM-специалист или целая SMM-команда. «Секрет» цепляющего контента в том, что его создание регламентируется общей стратегии продвижения, при которой рекламных постов на странице должно быть не более 5%.
Да, рекламные посты, рилсы, шортсы о собственных услугах или товарах на собственной странице в соцсетях дают меньше всего вовлеченности. Пользователям интересно другое:
- Развлекательный контент. Именно он вовлекает и удерживает внимание аудитории, даже способен оживить страницу или сообщество и привлечь новых подписчиков. Распространенные форматы — посты с цитатами, опросы, короткие видео, ТОП-подборки.

Пример подборки во ВКонтакте
- Образовательный контент. Никто не говорит про посты о высшей математике. Обычно это подборка полезных советов, лайфхаков, рецептов или мнение от именитого эксперта. Такой развивающий контент мотивирует людей поставить лайк, сделать репост или добавить в «сохраненное/избранное».

Пример поста с лайфхаками в Нельзяграме
- Репутационный контент. Этот вариант расскажет клиенту о «внутренней кухне» бренда, например, о достижениях, отзывах других людей, новостях компании и др. Такой контент направлен на работу с сомнениями подписчиков и призван увеличить лояльность.

Пример репутационного поста заведения из Нельзяграма
Итак, минимум рекламы — это первое правило, а второе — голос бренда или tone of voice. Он должен быть во всем соцсетях и мессенджерах одинаковым, чтобы клиент всегда узнавал его.
Вовлекающие механики в социальных сетях
Важно отметить, что аудитория быстро устает от популярных механик вовлечения, поэтому они регулярно меняются. Происходит так: появляется трендовая механика, ее активно используют блогеры и бренды, а затем она устаревает и ее меняют на другую. Поэтому механики можно разделить лишь условно.
Интерактивы

Пример рилса «Факты обо мне» в Нельзяграме
В них содержится призыв к аудитории отвечать на вопросы или проходить задания. В Нельзяграме, например, популярен интерактив «N фактов обо мне». Указывается от 3 до 10 фактов о блогере/бренде, среди которых один или несколько ложных. Пользователям предлагается угадать, и написать в комментарии, что они об этом думают.
Тапы
Этот вариант подходит для коротких видео и историй. Пользователям предлагается тапнуть по экрану смартфона в процессе быстрой смены картинок. Экспериментировать можно с чем угодно, например, с предсказанием — пользователь тапает и попадает на определенный прогноз на будущее или с получением бонуса или скидки — пользователь тапает, делает скриншот и отправляет его в качестве подтверждения для получения приятности.
Опросы

Пример опроса во Вконтакте
Выбирается тема, в рамках которой можно задать аудитории интересный вопрос. Для брендов одежды подойдут вопросы, связанные с модными трендами. Пример вопроса: «Как вы относитесь к тренду нулевых капри в 2024?» Должны быть варианты ответов, куда пользователь сможет ткнуть. Опросы можно использовать вторично. Например, большинство относятся к капри отрицательно, значит можно снять рилс или опубликовать пост с кричащим названием: «Почему капри —колхоз?»
Вирусный маркетинг в помощь
Преимущество вирусного маркетинга в том, что информацию о бренде распространяют пользователи соцсети. В этом случае, нужно пилить контент с прицелом на то, что люди захотят его распространить на своих страницах.
Вирусный контент может быть развлекательным, полезным или провокационным. Встречается он в двух форматах.
Пост с с одним или несколькими изображениями + текст. Можно задействовать актуальные мемы, например, из последних — покушение на жизнь кандидата в президенты США Дональда Трампа. Также, это может быть любая эстетичная фотография с полезным текстовым контентом, например, с инструкцией, подборкой и топами.
Видеоконтент удерживает внимание зрителей лучше, чем статичная картинка. Это было доказано в кейсе Hope Group, где для рекламы бренда одежды у инфлюенсеров прибыльным форматом стали рилс в Нельзяграме в связке со сторис, которые принесли продаж на 158 677 рублей. Примеры видеоконтента инфлюенсеров из кейса Hope Group в НельзяграммеНужна помощь в продвижении? Пишите мне в Telegram, где отвечу на все интересующие вопросы Соответственно, вирусный видеоролик может увеличить вовлеченность аудитории, если он попадет «точно в цель». Это может быть юмористический скетч, мини-сериал, популярный челлендж или видео на социальные проблемы. Главное — вызвать эмоции у аудитории. Причем неважно, положительные или отрицательные. Если в видео присутствует закадровый голос или человек произносит речь, обязательно включайте субтитры. Не помешает и дополнительное описание под видео. Идеи для коротких видео во Вконтакте и Нельзяграме Рилсы в Нельзяграме продолжают лидировать в списке самых вовлекающих инструментов SMM. Особенность таких роликов в оригинальности и новизне идеи, которую авторы раскрывают с помощью графики, монтажа, психологических приемов и освещения при живой съемке. Такой ролик хочется комментировать, добавлять к себе в сторис или скидывать знакомым. Важно понимать — вирусность ролика невозможно предугадать, даже если повторить тренд. Необязательно он залетит в топы, но если тщательно проанализировать ЦА и результаты по вовлеченности других роликов бренда, можно определить, в какую сторону лучше двигаться. Вот несколько приемов, чтобы вовлечь аудиторию: Примеры успешных заходов рилс в Нельзяграме. Перед вами и провокационное высказывание, и сравнение, и призыв досмотреть до конца Интересны также и психологические приемы — «крючки», которые автор может использовать в видео для того, чтобы люди досматривали ролик до конца или же с первой секунды захотели бы выразить свое мнение в комментариях. Ниже примеры некоторых эффективных «крючков»: «Смотрите до конца» — подогревается интерес, отличный заход для объявления конкурса или для неожиданной неоднозначной развязки. «Как я перешел от ... к...» — сторителлинг нравится людям, особенно если речь о секрете успеха, достижении цели или каком-либо выборе между двумя объектами. «Спорим, вы этого не знали» — часто используется тревел-блогерами или лайфхакерами, которые делятся чем-то необычным, например, какой-нибудь странный закон в экзотической стране или супер простое средство, которое отстирывает все пятна. Графика, плавные переходы и качественно снятые видео тоже решают. Никто не будет смотреть на рваный, неуместный монтаж и неподходящую музыку. Все должно быть лаконично, а самое главное соответствовать имиджу компании. Еще один способ повысить вовлеченность аудитории и узнаваемость бренда — начать сотрудничать с блогерами на платной или бартерной основе. Важно, чтобы бренд рекламировали именно те инфлюенсеры, которые вещают на целевую аудиторию бренда. Остановимся на подобных кейсах от Hope Group: Примеры показывают, что вовлеченность аудитории блогеров для сотрудничества может приносить брендам, покупающим у них рекламу, рост продаж и количества подписчиков. Необязательно, что все новые подписчики станут вовлеченными на странице бренда, и те, кто первый раз заказал что-то в магазине, вернутся за повторной покупкой. Но показатели по вовлеченности и продажам все равно вырастут с помощью рекламы у блогеров. Итак, для успешного SMM-продвижения нужно соблюдать некоторые правила: Тоже хотите развивать свой бизнес в онлайне и достигать отличных результатов? Пишите мне в Telegram, помогу придумать и продумать) Для читателя, который осилил кейс и долистал: если интересно читать ненапряжные полезные посты про маркетинг и подход к работе, заглядывайте в мой telegram-канал «Не только маркетинг» — тут пишу про свой опыт, делюсь мыслями и результатами работы) Всем спасибо, всех жду!


Рилсы — вот что действительно стреляет

Взаимодействие с блогерами
Выводы