Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
338 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

«Попался, сукин сын!»: как игры на работе уничтожают ваши нервы и что с этим делать

Практически у каждого из нас есть трешовые истории о работе — и все они легко объясняются социальными, психологическими играми. Рассказываем, как распознать такие игры и как из них выйти, если играть не хочется.

Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.

Теперь мессенджер Compass можно за 10 минут установить на свой сервер. А если хотите начать общаться прямо сейчас, попробуйте облачную версию.

Социальные игры можно понимать по-разному. В этой статье мы отталкиваемся от идей Эрика Берна — американского психолога, психиатра и разработчика трансакционного анализа. В 1964 году он написал книгу «Игры, в которые играют люди». Под играми Берн понимает особую форму общения между людьми. Такая коммуникация включает скрытые психологические послания и чаще всего приводит к отрицательным чувствам. Основана она на взаимодействии трех эго-ролей, которые есть у каждого человека — Родитель, Взрослый и Ребенок.

Игра начинает работать тогда, когда социальные роли конфликтуют с психологическими, то есть происходит смешение ролей.

Пример. Слишком строгий руководитель контролирует каждый шаг своего сотрудника, что вызывает закономерное сопротивление. Внешняя (социальная) оболочка выглядит так, будто руководитель и сотрудник взаимодействуют из ролей Взрослых. Но психологическое наполнение здесь совершенно другое. На самом деле руководитель играет роль строгого и даже деспотичного Родителя, а подчиненный уходит в позицию Ребенка. По этой причине он начинает сопротивляться и «капризничать».

Победителем в деструктивной игре всегда становится тот, кто понимает правила и может выйти в позицию Взрослого. Правда, это не означает, что решение всегда будет простым. Иногда увольнение — это единственный способ избавиться от руководителя, который примерил на себя роль строгого Родителя, или от коллеги, который никак не может выйти из роли Ребенка.

«Попался, сукин сын»


Эту игру люди разыгрывают не только на работе, но и во многих других обстоятельствах. В ней участвуют двое — Родитель и Ребенок. Родитель постоянно следит за Ребенком и ждет, когда он ошибется. Как только это происходит и Ребенок признает свою ошибку, Родитель «получает право» выплеснуть все недовольство, накопленное за долгое время.

Пример. Далеко ходить за примерами не нужно. Образ руководителя, который только и ждет, что кто-то из сотрудников допустит ошибку, — это уже классика, высеченная в граните. Такой руководитель создает правила ради правил и каждый день просыпается с новой идеей о том, как можно замучить стимулировать команду на новые подвиги. Сотрудники изо всех сил сопротивляются бесконечным ограничениям и нововведениям, умело лавируют между ловушками, но рано или поздно на что-то попадаются. И тогда происходит взрыв — скандал, во время которого руководитель «вполне заслуженно» раздает наказания.


Выход из игры. Если вы хотите остаться в команде и при этом выйти из игры, есть только один вариант. Это взрослый диалог команды с руководителем. Результатом такого диалога должен стать четкий, обоснованный свод правил, который обновляется не по желанию руководителя, а по строгой необходимости. Продуманные и детальные инструкции, которым следуют все участники, — хорошее решение. Но это сработает только тогда, когда руководитель захочет отказаться от своей роли Родителя. Спойлер: никаких гарантий.

«Смотри, что я из-за тебя сделал»


В эту игру могут играть взрослые и дети, пары и коллеги. Причем на работе она может реализовываться в разных комбинациях. Игроком может быть как руководитель, так и коллега, равный по уровню. Главная идея в том, что человек стремится избежать ответственности, поэтому делает все, чтобы переложить ее на подчиненных или коллег. Если решение других людей оказывается удачным, он без зазрения совести присваивает себе результаты и разделяет их с командой. Если решение ошибочное, то вина возлагается на того, кто его принял.

Пример. Руководитель команды претендует на роль продвинутого демократичного управленца, поэтому решает ввести в компании холакратию. Это система, при которой отсутствует классическая иерархическая структура, а вся ответственность распределяется между самоорганизующимися командами. Однако при этом руководитель игнорирует конституцию холакратии и использует новую систему для того, чтобы сбросить с себя ответственность. Любые ошибки со стороны сотрудников караются штрафами и сопровождаются скандалами.


Выход из игры. Чтобы выйти из игры «Смотри, что я из-за тебя сделал», участники должны вернуть ответственность игроку за принимаемые решения. И в этом случае отлично помогут должностные инструкции, в которых будет четко прописано, кто и за что отвечает, какие последствия ожидают участников за ошибки или халатность.

«Почему бы тебе не... — Да, но»


Эту игру Берн относит к играм на вечеринках, однако в нее вполне можно играть на работе — и многие этим занимаются. Особенно часто эта игра встречается на разных собраниях, когда нужно решить какой-то сложный вопрос. В качестве игрока может выступать и руководитель, и коллега. Суть игры в том, чтобы озвучить какую-то проблему и тем самым привлечь неравнодушных людей, желающих помочь советом. Но игрок не заинтересован в том, чтобы принять рекомендации и им следовать. Цель игры в том, чтобы отвергать все предложенные варианты.

Пример. Сотрудник с утра жалуется, что никак не может решить задачу и, скорее всего, получит за это выговор. Неравнодушные коллеги ведутся на жалобу и начинают предлагать решения. На каждое такое решение игрок отвечает, что оно не подходит по той или иной причине: «Да, но...». Это касается как удачных, так и неудачных рекомендаций — игрок даже не пытается разобраться или что-то сделать. Его цель буквально найти недостаток в каждом возможном решении. Он играет роль Ребенка, который отрицает помощь Взрослых.


Выход из игры. Поскольку игрок в такой конструкции может бесконечно долго обесценивать любую помощь и конструктивные предложения, продолжать ее нет смысла. Как только начинается цепочка, состоящая из «Да, но...», нужно вернуть ответственность игроку. Например, это можно сделать с помощью вопроса: «Понимаю, сложная ситуация. И как думаешь ее решать?»

Friendly Reminder: Мессенджер Compass можно установить на свой сервер всего за 10 минут.

«Деревянная нога»


Игра «Деревянная нога» относится к играм в кабинете психотерапевта. Но в нее тоже можно играть в других условиях. В основе такой игры лежит самооправдание за свои поступки или неудачи по причине каких-то непреодолимых обстоятельств. Тезис игры звучит так: «Чего можно ждать от человека с деревянной ногой?». Вместо деревянной ноги можно подставить что угодно: происхождение, наличие детей, пол, конкретные заболевания и т. д. Причем «недостаток» может быть реальным, преувеличенным или даже вымышленным — это не так важно.

Пример. Коллега, который мечтает продвинуться по карьерной лестнице, постоянно показывает себя на работе не с лучшей стороны. Он срывает дедлайны, часто ссорится с командой без причины, плохо справляется со своими обязанностями. При этом в отсутствии повышения он винит свой диплом. Ему кажется, что хорошие должности получают только сотрудники, которые окончили московские вузы, а «провинциалов» в компании недолюбливают.

Еще один пример — руководитель, который не умеет сдерживать гнев, постоянно кричит на подчиненных и позволяет себе нецензурную брань. Такое поведение он оправдывает высоким уровнем стресса и большой ответственностью за команду.


Выход из игры. «Деревянная нога» не зря относится к играм у психотерапевта, потому что вывести из нее игрока сложно даже профессионалу. Если у коллеги или руководителя есть убедительный «недостаток», с помощью которого можно оправдать нежелательное поведение, он вряд ли от него откажется. Здесь поможет только игнор, если он возможен, а также полный выход из ситуации, в которой разыгрывается такая игра.

«Я им покажу»


Этот вариант — деструктивная форма игры «Они будут гордиться тем, что знали меня». Ее суть в том, чтобы достичь успеха любым доступным способом, получить власть, а затем с ее помощью отомстить своим врагам. Обычно в эту игру вовлекаются соперники — например, коллеги, которые претендуют на одни и те же ресурсы в компании, одну и ту же должность. Уточним, что «Я им покажу» становится игрой не тогда, когда человек хочет успеха, а тогда, когда через этот успех он хочет причинить вред своим недоброжелателям.

Пример. В качестве примера такой игры можно приводить любые ситуации, когда люди соперничают за одни и те же возможности, используя при этом не самые экологичные способы. Вместо того чтобы развивать свои навыки, обучаться, решать сложные задачи, они распространяют сплетни, затевают интриги, пытаются выжить друг друга из команды любым способом.


Выход из игры. Если сам игрок хочет выйти из этой игры в более конструктивную версию «Они будут гордиться тем, что знали меня», ему нужно сменить способы достижения своих целей на экологичные. Интересно, что при этом он все равно получит желаемое. Он не сможет наказать своих врагов, но есть шанс, что они будут ему завидовать и пожалеют, что обращались с ним плохо.

Тот, кого эта игра затрагивает косвенно, может выйти из нее, если перестанет вступать в конфликт с игроком. Это можно сделать по-разному: сменить команду, направление, продемонстрировать, что соперничество больше не вызывает интереса и т. д.

«Ударь меня»


Эта игра разыгрывается людьми, которые находятся в так называемой жертвенной позиции — постоянные жертвы обстоятельств, плохих коллег, деспотичных руководителей. Они как будто притягивают неприятности на свою голову и провоцируют окружающих на нежелательное поведение.

Пример. Бесконфликтный коллега-тихоня выполняет всю работу, которую на него сваливают другие участники команды. Он берет все больше и больше обязанностей, уже не справляется с ними, срывает сроки, но по-прежнему позволяет садиться себе на голову. Рано или поздно качество его работы скатывается, а со стороны коллег и руководителей начинаются нападки за ошибки, срыв дедлайнов. Нередко это заканчивается увольнением.


Выход из игры. Для самого игрока выход из «Ударь меня» — это сложный и долгий процесс, потому что эта игра относится к играм на всю жизнь. То есть она захватывает и другие сферы. Но остальные участники, если они в этом заинтересованы, могут снизить свое влияние. Например, руководитель может не нагружать безотказного сотрудника лишними обязанностями только по той причине, что он не может сказать «нет».

Чек-лист для тех, кто не намерен играть в деструктивные игры


  1. Помните о том, что игры по Берну — это многослойные конструкции. То, что находится на поверхности, — это совершенно не то, чего хотят участники.
  2. Всегда старайтесь понять мотивы поступков других людей. Возможно, вежливая просьба коллеги — это манипуляция и попытка что-то получить за ваш счет.
  3. Отслеживайте свои истинные желания и мотивы. В игры играют не только окружающие, но и вы сами.
  4. Учитывайте, что многие игры требуют больших ресурсов. Возможно, вы не хотите заплатить за них предложенную цену.
  5. Не забывайте, что в основе игр часто лежат психологические травмы. Если их не исцелить, похожие комбинации будут разыгрываться снова и снова.
  6. Помните, что иногда прервать игру можно только в том случае, если вы покинете команду или компанию. Но не торопитесь с выводами, тщательно все проанализируйте.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.