Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass .
Теперь мессенджер Compass можно за 10 минут установить на свой сервер . А если хотите начать общаться прямо сейчас, попробуйте облачную версию .
Любой продукт вынужден с кем-то или с чем-то соревноваться — прямо либо косвенно. Но подходить к этому вопросу можно по-разному.
Сегодня поделимся стратегией, которая помогает компаниям конкурировать с настоящими акулами бизнеса и даже оставлять их далеко позади. Посмотрим на конкретных примерах, как это делает Figma.
Стратегия: не изобрести велосипед, а сделать его круче Многие начинающие предприниматели, которые опасаются конкуренции, пытаются найти новую, уникальную нишу и тем самым отстроиться от конкурентов. Но предсказать, насколько востребованным будет инновационный продукт, невозможно. А значит, под вопросом и окупаемость бизнеса.
В 2018-2021 годах CB Insights провела исследование и выяснила основные причины, по которым проваливаются американские стартапы. Оказалось, что в 35% случаев компании сталкивались с тем, что их продукт не востребован на рынке. И эта причина находится на втором месте, сразу после недостатка финансирования. А вот конкуренция разместилась на третьей ступени, но со значительным отрывом. Она повлияла на провалы стартапов лишь в 20% случаев.
Если вы хотите выдержать конкуренцию и преуспеть, вам не нужно создавать новый рынок, так как это более рискованная стратегия. Достаточно сделать несколько шагов:
найти сегмент с высоким спросом, изучить конкурентов и понять их слабые стороны, предложить пользователям эффективное решение их проблем. Убедить клиентов, что им нужен уникальный, мало кому знакомый продукт, — это задача со звездочкой. Найти популярный продукт в востребованной нише, выяснить, чего в нем не хватает пользователям, а затем сделать свой аналог, на который захотят перейти, — тоже непростая задача. Но, во всяком случае, бизнес будет знать объем рынка и перспективы развития.
Как раз по такому пути и пошла Figma. Ее история — отличный пример для тех, кто боится конкуренции или не понимает, как выживать в мире, где десятки компаний делают одно и то же. Рассказываем в подробностях.
Friendly Reminder: Приведите коммуникацию в порядок в мессенджере Compass . Можно использовать облачную версию или развернуть мессенджер на своем сервере всего за 10 минут.
Как Figma оставляет позади популярные сервисы для дизайна В истории Figma было несколько периодов, когда компания врывалась на уже занятый рынок, обнаруживала слабые стороны конкурентов, решала существующие проблемы — и забирала себе внушительную часть пользователей.
Sketch, пока-пока!
Sketch — это популярный инструмент для дизайнеров, с помощью которого можно проектировать интерфейсы сайтов, мобильных приложений. Еще в 2019 году он был ведущим графическим редактором для управления системами проектирования и создания прототипов.
В том же году 37% пользователей предпочитали Figma. Но уже в 2020-м объем последних вырос до 66%. Очевидно, что с такими показателями Figma оказалась на первом месте и оттеснила Sketch.
Это яркий пример стратегии улучшений. И конкретно в этом случае сработали три вещи:
Мультиплатформенность. Sketch работает только на macOS, а Figma — на всех популярных ОС. Работа через браузер, без установки приложения. Если установить сервис на устройство нет возможности, Figma можно использовать в браузере, даже на старом ноуте. Совместная работа в онлайне. Пожалуй, главный аргумент в пользу Figma, потому что многим пользователям Sketch не хватало как раз этой возможности.
Совместная онлайн-работа над задачами обеспечила дизайнерам общее пространство, которое сэкономило и продолжает экономить уйму времени и сил. Получился тот же велосипед, но с очень удобным, до мелочей продуманным сиденьем.
Минус аудитория у Miro
Miro и другие онлайн-доски — еще одна категория конкурентов, «пострадавших» от Figma. Разработчики заметили, что при большом количестве информации популярные доски лагают и тормозят. Понимая, насколько это критично для многих пользователей, Figma выпустила альтернативный продукт — стабильную и быструю интерактивную доску FigJam. Она не только работает в несколько раз быстрее, но и стоит дешевле.
В FigJam можно все, что можно в Miro: работать с командой в реальном времени, вести дискуссии, обсуждать задачи и многое другое. Для удобства дизайнеров поддерживается интеграция не только с Figma, но и с GitHub, Jira, Notion и другими приложениями. Без возможностей ИИ тоже не обошлось — к онлайн-доске можно подключить виджет Jambot и использовать функции ChatGPT.
Иными словами, пользователи получают тот же Miro, но стабильнее, быстрее и дешевле. Очевидно, это позволило Figma «откусить» неплохой кусок от аудитории Miro. При этом ничего не нужно было изобретать — только улучшить то, что уже давно пользовалось спросом.
Canva и Google Slides на очереди
Недавно все обсуждали обновление Figma — и там появился новый инструмент Figma Slides. Это инструмент для создания презентаций. Интерфейс стандартный, поэтому дизайнеры найдут в редакторе все необходимое: шаблоны, анимацию, режим просмотра сетки и т. д. А в режиме Design Mode доступны все привычные функции Figma, в том числе настройка Auto Layout, редактирование векторных объектов. Многие задачи упрощаются с помощью ИИ.
Многие дизайнеры и раньше делали презы в Figma, но с помощью откровенно неудобных костылей. Теперь же разработчики Figma Slides предложили отличный продуманный инструмент, который все упрощает.
Figma Slides позволяет дизайнерам создавать презентации в том инструменте, к которому они уже привыкли. Не нужно идти в Google, Canva или стряхивать пыль с PowerPoint. Все уже есть под рукой — а главное, Figma снова делает ставку на стабильность и качество. Пока Figma Slides запущен в стадии бета-тестирования, поэтому до конца 2025 года инструментом можно пользоваться бесплатно.
История Figma — яркое подтверждение того, что не нужно придумывать уже существующие вещи. Достаточно внимательно посмотреть по сторонам, проанализировать работу конкурентов и устранить те ошибки, которые они совершают.
Опыт Figma: как забирать деньги у конкурентов Не пытайтесь прыгнуть выше головы и создать новый рынок. Идите туда, где уже есть спрос и большая аудитория с деньгами. Детально изучайте конкурентов. Найдите их преимущества, которые можно скопировать, и недостатки, которые следует исправить. Помните, что пользователи считают хорошим тот продукт, который эффективнее всего решает их задачи. Рекомендуем ознакомиться с теорией Jobs to be Done (JTBD), которая буквально основана на этой идее. Делайте ставку на качество, стабильность, скорость и безопасность. Действуйте постепенно. Не стремитесь улучшить сразу все, что плохо работает у конкурентов. Сначала разберитесь с одним инструментом и доведите его до высокого уровня, а затем работайте над следующим. Не забывайте про базовые, привычные для пользователей функции. Если вы концентрируетесь только на улучшениях, то можете упустить основное — то, в чем конкуренты по-настоящему сильны. Не ввязывайтесь в сомнительные авантюры, даже если кажется, что они помогут обойти на поворотах сразу всех конкурентов. Помните, что выдерживание конкуренции — это игра вдолгую. Наращивайте возможности постепенно.