Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
791 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

История Kickstarter: как помочь креаторам с привлечением средств и заработать на комиссии $400 000 000

Расскажем, как никому не известный музыкант из Нового Орлеана придумал сервис, который помог людям творить — и привлекать на это деньги в интернете.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.

Теперь мессенджер Compass можно установить на свой сервер за 10 минут. А если хотите начать общаться прямо сейчас, попробуйте облачную версию.

Сегодня поговорим о Kickstarter — стартапе, который начинался как мечта одного неизвестного музыканта. Расскажем, как из мечты о собственном концерте родилась идея, на реализацию которой понадобилось семь лет.

Кто придумал Kickstarter

Идея сервиса принадлежит Перри Чену — музыканту-любителю из Нового Орлеана. В 2002 году парень хотел организовать концерт в своем городе, но у него не было денег на оплату и подготовку выступления. Перри подумал: если бы он мог получить аванс от зрителей, то без труда бы внес платеж и сыграл на сцене.

К сожалению, на тот момент идея осталась нереализованной. Но Чен запомнил ее, и в 2005 году сделал первый шаг к воплощению задуманного. На тот момент он уже переехал из Орлеана в Нью-Йорк и работал официантом в Бруклине — в ресторане Diner. Там Перри познакомился с журналистом Янси Стриклером.

Янси родился на ферме в предгорье Аппалачей. Все детство и юность он увлекался музыкой, а после обучения даже переехал в Нью-Йорк, чтобы стать известным музыкантом.

Артистом Янси так и не стал, зато нашел себя в журналистике: сначала он был штатным автором, а с 2005 по 2009 год занимал должность главного редактора онлайн-журнала eMusic.

Практически сразу после знакомства Перри рассказал Стриклеру о своей идее. Они начали искать варианты, как реализовать ее — и придумали формат онлайн-сервиса. Чен не сомневался: собирать средства нужно через специальную платформу в интернете — так проект мог бы работать во всем мире.

Спустя несколько мозговых штурмов и готовой концепции Янси и Перри придумали название стартапу — Critical Mass. Но работа над ним не задалась. Спустя год друзья поняли, что их навыков недостаточно, чтобы создать интернет-продукт. Нужен был опытный человек, у которого есть опыт ведения таких проектов.

Так к команде подключился дизайнер Чарльз Адлер. Он закончил Университет Пердью в Индиане, и с 1995 года работал в маркетинговой фирме Agency.com — сначала рядовым дизайнером, затем креативным директором.


Перри Чен, Янси Стриклер и Чарльз Адлер — основатели Kickstarter. Источник: Inc.

Чарльз быстро погрузился в проект и сделал несколько важных управленческих решений. В частности, он понял, что команде отчаянно нужны программисты. Сам Адлер мог собрать простенький сайт на коленке. Но написать целую платформу с интеграциями, на которой можно регистрировать проекты и собирать деньги, ему было не под силу.

С 2006 по 2008 трое приятелей искали программистов, а параллельно пытались привлечь инвестиции. Неизвестно, обращались ли они к фондам и бизнес-ангелам, но от них денег не получили. Зато в Critical Mass вложились медийные персоны: например, комик Дэвид Кросс и издатель музыкального журнала PitchFork Райан Шрайбер.

В 2008 году команду удалось укомплектовать программистами. А спустя год состоялся релиз новой платформы, которая успела сменить прежнее название на более лаконичное — Kickstarter.

Friendly Reminder: Быстро переехать из Slack можно в мессенджер Compass. А еще мы позаботимся о ваших данных и перенесем все переписки.

Как Kickstarter изобрел краудфандинг

Запуск Kickstarter положил начало краудфандингу — новой модели инвестирования в проекты. Ее суть заключается в том, что любой человек может вложить деньги в понравившийся проект, и в случае его успешного релиза получить подарок. Какой — определяет креатор проекта. Он создает специальные уровни бонусов.

Например, музыкальная группа может собирать деньги на запись дебютного альбома. В их случае грейды подарков за инвестиции могут выглядеть так:

  1. 5 долларов — мерч с автографом участников группы;
  2. 20 долларов — мерч + пластинка с дебютным альбомом;
  3. 50 долларов — мерч + пластинка + встреча с группой.

Время показало, что краудфандинг — привлекательная альтернатива прямым инвестициям для всех заинтересованных сторон. Креаторы не могут пообещать прибыли со своих проектов, поэтому обещают бонусы. Инвесторы сознательно отказываются от прибыли — они инвестируют в свободную идею, которая, в случае успеха, вернется к ним готовым продуктом.

"Kickstarter возник из реальной потребности, которую я прочувствовал на себе. Люди нуждаются в финансировании своих творческих проектов. Но не традиционными способами — не через привлечение институциональных инвесторов, благотворительность, богатых родственников, гранты. Все они накладывают ограничения.

Как только вы донесете свою идею до спонсора, ожидайте вмешательства. Таких примеров очень много в Голливуде. Кто-то пишет сценарий, а спонсоры хотят изменить концовку, тон повествования, жанр. Не успеешь оглянуться, и вот перед тобой уже совсем другая история.

Kickstarter предлагает альтернативу — современное меценатство. Вспомните про Микеланджело или Моцарта: у них были покровители. Например, королевская власть, церковь, аристократия. Никто из них не диктовал мастерам, что и как делать — они просто поддерживали их материально.

Интернет демократизировал этот подход. Теперь людям не нужно быть богатым, чтобы стать меценатами. Вы можете отдать 10 долларов и помочь воплотить что-то интересное в жизнь, потому что вам нравится проект, а не потому, что видите в нем финансовую отдачу." — Перри Чен, кофаундер Kickstarter

"Создавая компанию, мы не думали про краудфандинг, — мы создавали площадку, где наши друзья и другие креаторы могли бы воплотить свои идеи в жизнь. Этот проект — борьба с препятствиями, которые мешают создателям разрабатывать уникальные проекты, доносить их до аудитории.

Например, писатель не может опубликовать роман в крупном издательстве. Все потому, что издатель думает прежде всего об экономической составляющей: каждая книга должна отвечать определенной бизнес-модели, которая стабильно приносит доход.

Подобное ограничение касается и любого другого проекта: книги, фильма, стартапа. Они очень сильно ограничивают авторов и уничтожают подлинное творчество." — Чарльз Адлер, кофаундер Kickstarter

Как Kickstarter стал популярным и принес основателям миллионы

Первые проекты на Kickstarter появились спустя две недели после запуска платформы. В одном креатор собирал 45 долларов, в другом — 145. Обе кампании завершились успешно — за ними потянулись другие. В результате уже к 2010 году на платформе было размещено 3 910 успешных проектов, для которых собрали 27,6 миллионов долларов. А в 2011 году количество проектов выросло до 11 836 — в них создатели привлекли 99,3 миллиона долларов.


Так выглядел Kickstarter раньше. Отличный дизайн по меркам 2010-х годов: практически нет лишних деталей, все важное на виду. Источник: Yosuccess

На тот момент на Kickstarter могли регистрироваться только проекты из США. Но постепенно разработчики сняли ограничения для других стран. Так, 31 октября 2012 года запрет на использование платформы убрали в Великобритании. В том же году креаторам удалось успешно разместить уже 18 109 проектов, на реализацию которых привлекли 320 миллионов долларов.

Команда поняла, что расширение — ключ к еще большим результатам. Поэтому в 2013 году Kickstarter стал доступен для креаторов из Канады, Австралии и Новой Зеландии. Дела у бизнеса пошли на лад — проекты запускались регулярно и легко пробивали миллионы долларов пожертвований уже в первые сутки. Возможно, поэтому сооснователи решили провести рокировку. В этом же году пост CEO Kicksterter покинул Перри Чен — он вошел в совет директоров компании. На посту гендиректора его заменил Янси Стриклер. А вот Чарльз Адлер решил совсем покинуть команду — и согласился лишь на формальную должность советника.

С 2014 по 2017 год Kickstarter стал доступен в Европе и еще в нескольких странах: Сингапуре, Гонконге, Мексике и Японии. Несмотря на масштабный допуск креаторов, количество размещенных на площадке проектов стало уменьшаться год к году. Незначительно просело и количество сборов. Вряд ли проблема была в методах управления Стриклера. Тем не менее, в 2017 году он покидает пост CEO Kickstarter, а на его место приходит Азиз Хасан, под руководством которого компания покажет максимум по привлеченным средствам и минимум по количеству успешно размещенных проектов.


Под управлением Азиза Хасана в 2022 году Kickstarter провел минимум успешных проектов за последние девять лет — 18 192. А годом ранее — собрал более 800 миллионов долларов взносов. Источник: Fortune via Kickstarter

В 2022 году, после провала по количеству размещенных проектов, Хасан покинул пост. Спустя несколько месяцев на его место пришел Эверетт Тейлор, под руководством которого компания продолжает работать и по сей день.

Сколько за все это время удалось заработать компании? Согласно отчету на июнь 2024 года, за время существования Kickstarter провел 260 754 успешных проектов. На них площадке удалось собрать 8,08 миллиардов долларов платежей. Из этой суммы 5% приходится на комиссию сервиса — это и есть заработок Kickstarter. То есть, за 15 лет платформе удалось заработать 404 миллиона долларов.


Статистика по категориям проектов. Видно, что креаторы чаще всего ищут средства на создание игр, дизайна и разработку технологий. В этих категория сделано 5,72 миллиарда долларов выплат — 71% от общей суммы сборов. Источник: Kickstarter

Какие проекты были выпущены с помощью Kickstarter

Начнем с игрового направления и назовем два проекта. Первый: Pillars of Eternity — RPG от студии Obsidian Entertainment. Разработчики запустили кампанию по сбору средств в 2012 году и привлекли 4,16 миллиона долларов. На тот момент это была самая большая сумма, которую удалось собрать на Kickstarter для компьютерных игр.

Почему на игру не просили деньги у издателя? Чтобы не зависеть от бизнесовых показателей. Разработчики хотели создать классический хардкорный проект с проработанным сюжетом и сложным геймплеем. Игра была именно творческим продуктом — и с самого начала была обречена на нишевость. А в итоге получила высокие отзывы критиков, собрала престижные награды, стала легендой жанра и разошлась по нескольким платформам: Windows, PlayStation, Xbox, Nintendo и т. д.

Второй игровой проект: Star Citizen — космический симулятор, собравший около 340 миллионов долларов на Kickstarter. Игра настоящий долгострой: ее анонсировали еще в 2012 году — с тех пор и привлекают средства. Разработчики из студии Cloud Imperium Games регулярно общаются с пользователями, показывают им обновления — но до глобального релиза проекта еще далеко.

Из других крупных проектов можно отметить следующие:

  1. умные часы E-Paper Pebble;
  2. керамическую вазу Terraplanter;
  3. игровую приставку OUYA на базе Android;
  4. часы Xeric Apollo 11 50th Anniversary Automatic Watch, дизайн которых был утвержден NASA.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.