Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
Выбор редакции:
313 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Управленческий учет: что это и как внедрить?

Планирование – залог успешного бизнеса на протяжении жизненного цикла любого проекта. Управленческий учет помогает принимать взвешенные решения о развитии компании, опираясь на реальные финансовые показатели, а не на интуицию и сиюминутные тренды.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Как работает управленческий учет?

Это представленная в наглядной форме система данных, целью которой является демонстрация:

  1. прошлых результатов;
  2. текущего состояния;
  3. перспектив развития.

Учет позволяет объективно оценивать возможности компании по ведению текущих дел и по внедрению дополнительных проектов. Такой подход позволяет:

  1. оптимизировать производственные цепочки;
  2. более эффективно свести баланс;
  3. оценить открытие новых направлений.

Финансовые показатели будут лучшим советчиком при ведении бизнеса.

Не классический бухгалтерский учет

Бухгалтер составляет отчет об общем состоянии дел, ориентируясь на требования законодательства. В бухучет нельзя вносить не предусмотренные законом пункты, повышая прозрачность экономической деятельности для государства.

Управленческий учет составляется в интересах руководителя компания. С целью дать информацию для будущего развития. В нем обычно фокусируются на проектах и отдельных направлениях. Причем информация в формируемых отчетах может быть любая, если поможет лучше раскрыть бизнес-процессы.

С чем работает управленческий учет?

В отличие от бухгалтерских, подобные отчеты могут включать абсолютно любую информацию, которая оказывает влияние на прибыль. Даже отношения внутри коллектива. Но главными остаются финансовые показатели:

  1. доходы и расходы;
  2. источники финансирования;
  3. кредиторская задолженность;
  4. активы компании и т. п.

В зависимости от направления, меняется набор показателей. При этом специалисты выделяют три основных вида.

Рационализация внутренней деятельности

Управленческий учет разбивают по нескольким ключевым направлениям. Они условны, поскольку целиком зависят от нужд конкретного бизнеса, но чаще всего сводятся к базовым форматам:

  1. производственный — фокусируется на цепочках производства и поставки товаров, услуг, формирования их стоимости;
  2. маржинальный — максимизирующий прибыль за счет сокращения издержек и манипулирования ценами в зависимости от спроса, объема предложения;
  3. бюджетный — посвященный кадровой политике, усилению контроля и мотивации, более точному предсказанию результатов деятельности отделов.

Однако ничто не мешает комбинировать подходы.

Главный ответственный специалист

Составителей управленческого отчета также может быть несколько. Из наиболее очевидных кандидатов:

  1. экономист
  2. собственник;
  3. финдиректор.

Первый кажется наиболее удобным, но бухучет нацелен на взаимодействие с государством, из-за чего управленческие нужды будут учитываться при создании отчетов по остаточному принципу.

В малом и среднем бизнесе владелец может взять на себя управленческий учет. Но отсутствие профильных знаний и необходимость одновременно отвечать за стратегическое планирование также будут снижать качество сбора и анализа статистики при расширении бизнеса.

Оптимальным вариантом считается финансовый директор, который в связке с бухгалтером будет собирать экономические показатели и при этом составлять из них собственную отчетность, нацеленную конкретно под развитие и оптимизацию.

Какие отчеты будут наиболее важными?

Управленческие учет позволяет взглянуть на бизнес с разных сторон. Основополагающих всего три:

  1. ДДС — о движении денежных средств;
  2. ОПиУ — о прибыли и убытках;
  3. баланс — об имуществе и обязательствах.

С ними намного проще избежать кризисных ситуаций, взаимодействовать с кредитными организациями, а также искать инвестиции.

Самый простой и полезный отчет

ДДС — необходимый минимум. Из его главных преимуществ стоит подчеркнуть:

  1. доступные средства на конкретную дату — сводка по всем счетам и наличным в кассе;
  2. сокращение издержек — проще оценить и устранить аномальные расходы по отдельным статьям;
  3. эффективное планирование — наглядная информация о балансе поможет избежать лишних трат или своевременно инвестировать;
  4. кредитный инструмент — отчет ДДС служит подтверждением для банка в финансовой состоятельности.

Руководитель получает подробные данные о текущих счетах.

Наглядные показатели эффективности

ОПиУ позволяет увидеть, каких результатов добилась компания и какими силами. При этом можно вести отчет либо по факту перечисления денежных средств (кассовый метод), либо по факту оказания услуги (начисленный). Второй считается более наглядным.

Такой отчет позволяет лучше распорядиться средствами, демонстрируя:

  1. наличие заработка — покажет, какой процент прибыли с вложенных средств достался компании или ушел на налоги, иные платежи;
  2. эффективность вложений — выявит наиболее успешные проекты и очевидно убыточные направления;
  3. ликвидность дивидендов — благодаря ОПиУ проще определить сумму, которую можно вывести со счетов не в ущерб бизнесу.

Такой формат сложнее для внедрения, чем ДДС, но дает более наглядную информацию о перспективах развития.

Оценка корпоративного имущества

Балансовый отчет помогает отделить доступные компании активы от «замороженных», проконтролировать долговые обязательства. Он включает:

  1. контроль «неликвида» — показывает наличие дебиторских задолженностей и чрезмерных объемов товара на складе;
  2. защиту от просрочек — упрощает отслеживание финансовых обязательств перед контрагентами, государством, банками;
  3. аудит имущества — позволяет избавиться от бремени, перепродав долги или излишки товара с минимальными потерями;
  4. финансовые показатели — упрощает расчет платежеспособность компании для привлечения инвесторов, при работе с банками или желании продать компанию.

С такой информацией каждый рубль на балансе будет работать.

Как внедряется управленческий учет?

Компания сама определяет, что хочет знать о себе. Нужно лишь пройти несколько этапов:

  1. провести полный аудит;
  2. сформировать список желаемых отчетов;
  3. прописать регламент учета.

Стоит воспользоваться возможностями автоматизации, подключив специализированные сервисы, которые соберут требуемую информацию в таблицы и графики для последующей интерпретации. Сегодня внедрение управленческого учета занимает не больше двух месяцев даже в крупных компаниях.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.