Ключевые изменения портрета покупателя недвижимости
Кто покупает недвижимость
Обратимся к официальным данным опросов, исследований и статистических сводок:
- средний возраст типичного покупателя — 25-45 лет;
- с равной вероятностью — одинокий молодой человек (незамужняя девушка) или пара с 1-2 детьми;
- сфера деятельности: IT, торговля, строительство, собственный бизнес;
- среднемесячный совокупный семейный доход:
— >90 тыс. рублей — у представителей бизнеса;
— ≈70 тыс. рублей — у квалифицированных специалистов и служащих;
— ≈50 тыс. рублей — у высококвалифицированных рабочих.
Усредним образ типичного покупателя недвижимости: возраст — около 35 лет, семьянин (есть дети или планируются), «айтишник» или представитель малого бизнеса, с доходом около 70 тыс. рублей.
Какие квадратные метры пользуются спросом
Около 32,5% продаж оформляются в Москве — это самый популярный город среди целевой аудитории. Далее идут Краснодар (13,8%) и Санкт-Петербург (12,6%). Меньше 10% у Екатеринбурга, Новосибирска, Казани, Ростова-на-Дону. Вывод: квартиры покупаются преимущественно в крупных городах.
Другие факты о желанных квадратных метрах:
- 44% россиян предпочитают жилье с уже готовой чистовой отделкой;
- растет спрос на «вторичку» (в первом квартале 2023 года объем предложения на вторичном рынке увеличился на 14,5%, а спрос — на 3,5%);
- квартиры «мельчают»: в 2023 году средняя площадь вторичной квартиры в городах с населением более 500 тыс. человек составила 53,5 кв. м (по этому показателю с 2019 года квартиры потеряли около 9%).
Усредним квартиру, которая будет пользоваться спросом: находится в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре или другом городе-миллионнике, с готовой чистовой отделкой, возможно на «вторичке», 1 или 2 комнаты (53,5 кв. м).
Как расплачиваются
Абсолютное большинство квартир покупаются в ипотеку, особой популярностью пользуются льготные программы (жилье для «айтишников», дальневосточная ипотека, госпрограмма и т. д.). Другая полезная статистика:
- только 20% россиян способны полностью оплатить квартиру даже в ультра-бюджетном сегменте;
- в сегменте элитного жилья заемные средства используются гораздо реже — в 25-30% случаев;
- за 7 месяцев 2023 года было выдано на 26% больше кредитов на первичном рынке и на 73% — на вторичном (по сравнению с аналогичным периодом 2022-го);
- каждый третий россиянин, оформляющий ипотеку, делает первый взнос в размере 1,5–2,5 миллиона рублей, а каждый четвертый изначально вносит 3-5 миллионов рублей;
- при покупке бюджетного жилья в кредит берут до 1 млн рублей.
Есть расхождения по сегментам. Покупателей элитной недвижимости мало интересуют ипотечные программы, а в бюджетном все наоборот — ипотеку берут в подавляющем большинстве случаев (как правило, не более 1 млн рублей). Размер первоначального взноса варьируется в пределах от 1,5 до 5 млн рублей.
Заключение
В условиях дефицита спроса и повышения ставок по кредитам девелоперам необходимо учитывать портрет типичного покупателя. И уже на его основе выстраивать маркетинговую стратегию. Например, в бюджетном сегменте рекламировать выгодные ипотечные программы и снижение ставок от застройщика в первый год. Для «премиума» важнее инфраструктурные и дизайнерские особенности: расположение, интерьер, личная парковка, охраняемая территория и т. д.