Как провести аудит маркетинга?
Содержание
- Что такое маркетинговый аудит?
- Зачем проводить маркетинговый аудит?
- Этапы маркетингового аудита:* Подготовка к аудиту маркетинга* Сбор информации* Анализ и подготовка отчета
- Как часто нужно проводить аудит маркетинга?
- Как использовать результаты маркетингового аудита?
- ТОП-7 ошибок при проведении маркетингового аудита
1. Что такое маркетинговый аудит?
Маркетинговый аудит — это анализ того, как хорошо организован маркетинг в вашей компании. Это оценка маркетинговой стратегии, конкурентной отстройки. Критический разбор готовности маркетинга помогать компании в реализации долгосрочных целей. Это аудит маркетинговых процессов, как минимум, по 4P: ценообразование, работа с продуктами, каналами и продвижением. Это анализ оптимальности орг. структуры и распределения функционала в отделе маркетинга (далее ОМ) , оценка уровня компетенций сотрудников. И другие вопросы, влияющие на долгосрочную конкурентоспособность бизнеса.
2. Зачем проводить маркетинговый аудит?
Цели маркетингового аудита, как правило, такие:
- Изучить регулярно выполняемые бизнес-процессы в рамках маркетинговой функции, оценить их наличие и качество их выполнения.
- Оценить компетенции сотрудников в отделе маркетинга.
- Проанализировать стратегию, позицию компании среди конкурентов.
- Изучить путь покупателя (Customer Journey Map) , подсветить точки боли на этом пути, найти идеи отстройки от конкурентов.
- Проанализировать воронку привлечения и продаж.
- Сформировать отчет по аудиту и план Must-Do. Это набор мероприятий и областей улучшения, выявленных по результатам проверки. Их нужно отработать в первую очередь.
7 признаков, что компании нужен маркетинговый аудит:
- Усилилась маркетинговая активность конкурентов, они заметнее нас в инфо-поле целевых клиентов.
- Теряем долю рынка, продажи падают, Клиенты уходят к конкурентам
- Есть конфликты между отделом маркетинга и продаж
- Целый ряд маркетинговых задач проседает или не выполняется, как надо.
- Нет четкого планирования, стихийное обновления ассортимента, излишки на складе или наоборот растет неудовлетворенный спрос
- Расходы на маркетинг растут, а больших результатов не приносят
- Разработали новую стратегию, но нет уверенности, что сумеем ее качественно реализовать. .
3. Этапы маркетингового аудита
3.1 Подготовка к аудиту маркетинга
Каким должен быть идеальный маркетинг отдельно взятой компании? Ответ вряд ли можно найти в учебниках Котлера — для каждой компании это свой уникальный вопрос. Целевое состояние маркетинга для конкретного бизнеса зависит от его истории, конкурентного поля, сложившейся клиентской базы, бизнес-модели, стратегии и десятка других вопросов.
Поэтому на самом старте аудита необходимо сформировать карту маркетинговых функций и бизнес-процессов, внутренних вопросов и внешних аналитик. И подойти к этому с чистого листа, нешаблонно.
На этапе подготовки маркетингового аудита необходимо:
- Изучить бизнес-модель и стратегию компании. Если по-простому, то бизнес-модель — это про то, как компания зарабатывает деньги сегодня. А стратегия — про то, как собирается зарабатывать в будущем.
- Абстрагироваться от существующей орг. структуры ОМ и бизнес-процессов в маркетинге. Когда мы делаем карту аудита, мы на время забываем о самой компании — держим в фокусе только ее текущий рынок и бизнес-модель, приоритетные маркетинговые цели.
- Нужно учесть принцип ВИСИ (по-английски MECE) при формировании карты. Это базовый термин в стратегическом консалтинге, он расшифровается как «взаимно исключающе, совместно исчерпывающе». Он позволяет перепроверить и убедиться, что вы включили в аудит все области, требующие исследования.
- Важно подобрать аудитора с необходимым уровнем экспертности — это ключевой фактор успеха. В идеале, он должен иметь опыт работы в более крупном бизнесе, в компаниях, находящихся на следующих стадиях развития. Большим плюсом будет опыт работы в разных секторах рынка, это дает знание лучших практик и широкую насмотренность.
Элементы аудита маркетинга
В качестве примера, при проведении маркетингового аудита мы можем изучать следующие области: Так выглядит свободная таблица внутреннего аудита маркетинговых функций. Изучалось 49 функций в 8 областях, средний уровень выполнения составил 27% из идеальных 100%. Карта аудита будет содержать 3-5 вопросов по каждой маркетинговой функции, вот примеры таких вопросов по блокам: В результате проведенного аудита маркетинговых функций появится таблица, где будет виден процент реализации каждой области и, соответственно, точки роста в маркетинге компании. Результаты этапа подготовки к аудиту — у вас должны быть готовы: Содержание этапа: Проведение интервью Проведение интервью — это только на первый взгляд простая работа. У специалиста за плечами, в идеале, должны быть тысячи проведенных бесед. Интервьюер должен уметь разговорить человека, создать среду доверия и обмена идеями, разбираться в тонких деталях. У интервьюера должен быть живой интерес и любопытство к собеседникам, эту работу нельзя делать механически. Чек-лист вопросов и исследуемых процессов — это только ориентир. Можно и нужно отклоняться от него, чтобы решить задачу исследования качественно. Нужно уметь подстраиваться по уровень экспертизы собеседника, задавать правильные вопросы для выяснения деталей. Иногда в рамках аудита проводится оценка уровня сотрудников ОМ. В этом случае на старте по каждой роли формируется карта основных компетенций, которыми должен владеть сотрудник на данной позиции. И готовятся набор проверочных вопросов — тестов. По результатам интервью и оценки формируется резюме по каждому сотруднику с описанием сильных и слабых сторон и набором рекомендаций по развитию. Оценка людей — вещь деликатная. Проводить ее имеет смысл в исключительных случаях. Как правило, аудита маркетинговых функций (подробно описан выше) более чем достаточно для получения понятной картины маркетинга компании. И без всякой оценки, только по объему обнаруженных проблем становится понятно, идти ли дальше с этой командой ОМ или надо кардинально ее переформатировать. Анкетирование сотрудников Анкетирование сотрудников проводится для сбора более структурированных данных, чем можно собрать в рамках интервью. Например, вопрос в анкете «Есть ли у компании стратегия? Если есть, опишите ее», позволят понять, как команда понимает стратегию компании, какие есть версии, что нужно скорректировать. Анкеты могут показать, как сотрудники мыслят. Для этого надо использовать максимально открытые вопросы и мини-кейсы. Изучение отчетности На этом шаге изучаем структуру и логику используемой отчетности. Критически оцениваем набор KPI, на которые смотрят менеджеры. Анализируем, используются ли отчеты в повседневной практике. Много инициатив в корпоративной среде остается недовнедренным и по факту не используемым. Задаем менеджерам вопросы: На какие отчеты смотрите? Какие решения принимаете на основе данных? Можно пример? Ключевой фактор успеха сегодня не наличие отчетов, а скорость доступа. Часто сталкиваемся с ситуацией, когда руководство уверено, что нужная информация у менеджеров есть. Но, по факту, из-за неудобного процесса и больших потерь времени на актуализацию и консолидацию данных в регулярной практике аналитика не используется. Анализ конкурентного поля При проведении маркетингового аудита мы проводим интернет-аудит, где оцениваем зрелость компании в цифровом конкурентном поле и ее позиции по пяти основным каналам: По результатам интернет-аудита видно, насколько хорошо работают каналы продвижения относительно конкурентов. Такой аудит подсвечивает те каналы коммуникации, на которых нужно сфокусироваться. По каждому каналу появляется своя стратегия, свои цели и KPI. В ряде проектов аудита могут понадобится дополнительные аналитики по ценам, ассортименту, дистрибьюции. Приведем несколько примеров. Прайс-индекс — сравнение уровня цен у разных игроков по товарам-хитам или товарам-индикативам. Вы смотрите, как ваши цены отличаются относительно конкурентов и средне-рыночных цен. Неправильный выбор ценовой позиции сильно влияет на прибыль и на конкурентность бизнеса. Анализ ассортиментной матрицы, ее ширина, глубины и комплексности — включает сравнение нашей продуктовой матрицы с матрицами конкурентов, оценка оптимального количества SKU в разных продуктовых группах, анализ маркетинговых ролей разных товаров (индикативы, локомотивы,..), анализ клиентского сервиса, который дает ассортимент и потенциальных возможностей допродаж. При сборе данных для маркетингового аудита есть несколько ключевых факторов успеха: При анализе и подготовке отчета по маркетинговому аудиту обязательно надо: Ниже отрывок из отчета по маркетинговому аудиту, по каждой функции он дает: Для большинства компаний достаточно проводить углубленный маркетинговый аудит раз в 2-3 года. Аудит можно специально инициировать: Маркетинговый аудит можно включить в регулярный календарь аналитик вместе с другими отчетами и исследованиями. Где, например, могут быть задачи: проводить интервью с Клиентами (раз в год), мониторить отзывы клиентов (раз в 2 месяца), делать анализ источников трафика (ежемесячно), анализировать цены конкурентов (еженедельно). Этим вопросом вы должны задаться еще до проведения аудита. Вариантов использования отчета может быть несколько: Маркетинг должен создавать будущее компании. А аудит маркетинга — это хорошая превентивная мера, чтобы вам маркетинг был передовым, обгонял конкурентов на вашем рынке. Прибегать к этому инструменту в момент, когда началось резкое падение продаж и уход Клиентов, уже может быть поздно. Здесь мы подробно описали, как мы проводим аудит маркетинга для наших клиентов. За 15 лет работы мы проводили маркетинговый аудит десятки раз. Поэтому, вероятнее всего мы сможем помочь вам найти точки роста в маркетинге вашей компании. Посмотрите кейсы наших Клиентов по росту бизнеса, почитайте их отзывы. Свяжитесь с нами, чтобы обсудить вашу задачу. 114показов3.3Kоткрытий


3.2. Сбор информации







3.3 Обработка информации и подготовка отчета

4. Как часто нужно проводить аудит маркетинга?
5. Как использовать результаты маркетингового аудита?
6. ТОП-7 ошибок при проведении маркетингового аудита
Если вам нужна помощь с аудитом маркетинга