Психология «дожатия» клиентов в B2B: как поднять конверсию помощью имеющейся базы
Не всегда удается продать быстро. Одни клиенты постоянно задают дополнительные вопросы, другие – переносят звонки и встречи, третьи – просто играют в молчанку и перестают выходить на связь. Вариантов, как они это делают, – бесконечное множество. Сегодня разберем основные сценарии, и как с ними работать.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Сомневающийся клиент
Сомнения в той или иной степени присутствуют в каждой сделке
с новым клиентом. Причина проста — он еще не знает ни вас, ни наш продукт,
а большинство людей относятся ко всему новому с осторожностью. Для борьбы с
сомнениями клиентов в том числе и нужны менеджеры по продажам. Если клиент не
сомневается, он скорее всего просто совершит покупку через сайт, а вам
останется только оформить документы и передать покупку клиенту. Все, что есть в
вашей воронке продаж до момента оформления документов, по сути, и есть работа с
сомнениями. Разумеется, из опыта вы уже хорошо знаете, каковы они, как с ними
работать и достаточно быстро (по мерам вашей индустрии) успешно закрываете
такие сделки. Есть определённая этапность, продолжительность. И в среднем все
достаточно стандартно, понятно и прогнозируемо. Однако есть и клиенты, которые
застревают в сомнениях и все никак не могут принять решение.
В первую очередь нужно понять, на чьей стороне проблема:
дело в вас или в клиенте. Если у вас есть процесс, по которому вы успешно
работаете с 80%+ ваших клиентов, дело в конкретном клиенте. Если же сама работа
и время нахождения сделки на каждой стадии сильно отличаются от клиента к
клиенту — дело в вас. Этот принцип работает абсолютно везде, с крупными enterprise клиентами
тоже. Да, процесс работы с ними будет значительно отличаться от работы с малым
и средним бизнесом, но для таких клиентов лучше создать отдельную воронку,
подготовить отдельные скрипты, сценарии и материалы, но внутри сегмента крупных
клиентов все тоже будет примерно одинаково. Построение и наполнение
качественных воронок — отдельная большая тема, ее сегодня разбирать не будем.
Поговорим о единичных сомневающихся клиентах и как их «дожимать».
Итак, у нас есть долго и упорно сомневающийся клиент. Что с
ним делать? Во-первых, не отправлять его в отказы — наличие сомнений говорит
лишь о том, что у клиента есть интерес, но он опасается сделать неверный
выбор. Ему просто нужна ваша помощь в принятии решения.
Здесь есть 2 типа клиентов: те, кто задает очень
много вопросов, и те, кто не говорит ничего внятного.
Первая группа клиентов — одни из самых «горячих». У
них есть мощный интерес и к вам, и к продукту, но они все никак не могут
«поставить точку» в этом вопросе. Вероятнее всего, это связано с типом личности
клиента — есть люди, которым сложно принимать решения в принципе, им всегда
нужна помощь в этом или вообще делегирование ответственности за принятое
решение. Для таких клиентов будет уместно следующее:
1. Снабдите их максимальным количеством
информации. При этом важно, чтобы информация касалась именно продукта, о
котором идет речь. Не усложняйте ни себе, ни клиенту жизнь и не предлагайте
альтернативные пути закрытия потребности. Клиенту сложно выбрать из одного
предложенного продукта, представьте, что будет, если вы увеличите их
количество.
2. Приглашайте на встречи технических
специалистов и других лиц, связанных с продуктом. Проблема кроется в том,
что клиент ищет помощи и того, кому сможет доверить принятие решения. Покажите
свою готовность помогать и экспертизу компании через экспертизу команды. Вас
много, вы — профессионалы, вам можно доверять.
3. Если клиент все никак не конвертируется, примите
решение за него. Но сделайте это мягко. Например, если вы продаете
оборудование, просто скажите, что сможете поставить его в этот четверг. Когда
речь идет уже о конкретных сроках, клиентом это воспринимается как уже
подтвержденный факт заключенной сделки. Просто перешагните этап, когда клиент
говорит вам «да, я согласен», и перейдите к следующему, как будто согласие —
уже свершившийся факт. Даже в ЗАГСе «да» — это формальность, все уже решено
заранее.
Вторая группа, когда клиент не отвечает вам ничего
вразумительного, более сложная в работе. Самая частая рекомендация здесь —
задать прямой вопрос «Что конкретно вас смущает?». Не совсем верная, на мой
взгляд. Дело в том, что, если клиент «мямлит», скорее всего это опять же
связано с типом личности. Если вы будете демонстрировать силу и давить на
клиента, он попросту может испугаться и прекратить выходить с вами на связь. Он
и так боится и вас, и дать вам какой-то конкретный ответ. Не усугубляйте.