Маркетинг делает рекламу, продажи говорят, что лиды плохие. В итоге мы имеем потраченный бюджет и сомнительного размера выручку. Что пошло не так? Давайте разбираться.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
У каждого бизнес-подразделения свои задачи и функции: одни
делают продукт, другие его продвигают, третьи продают, четвертые занимаются
финансовыми операциями и так далее. С этом все понятно.
Задачи и функции у каждого есть — общей цели нет. Да и будем
откровенны, сотрудники разных подразделений часто говорят на разных языках. Мы
просто не можем понять друг друга.
Управление хаосом
Начнем с того, что очень коротко разберем стили управления.
Есть три самых популярных: авторитарный, демократичный и либеральный.
При авторитарном стиле есть сильный управленец, слово
которого — закон. Все задачи и указания идут строго сверху от руководителя вниз
подчиненным. Иными словами «Я говорю — вы делаете». Руководитель четко и
детально ставит задачи, которые должны быть выполнены строго одним образом. В
современном мире такие взаимоотношения в команде могут показаться токсичными, и
часть правды в этом есть. Но есть и ситуации, в которых такой стиль менеджмента
показывает себя хорошо: например, когда вы пытаетесь выйти из кризиса. Здесь
взаимоотношения между подразделениями не так важны, т.к. все коммуникации все
равно идут через их общего руководителя. В случае с продажами и маркетингом это
коммерческий директор.
Демократичный стиль дает чуть больше свободы
исполнителям, но инициатива остается в руках руководителя. То есть руководитель
верхнеуровнево ставит задачу, исполнители дают обратную связь относительно
того, что именно и как они будут делать, когда отдадут результат. Это самый
распространенный стиль управления на сегодняшний день и самый проблемный с
точки зрения взаимодействия продаж и маркетинга — некоторая свобода действий
есть, но ее недостаточно, чтобы сотрудники самомотивировались и внутренне четко
осознавали общую цель, поэтому здесь конфликты неизбежны.
При либеральном стиле команда имеет полную свободу
действий. То есть исполнители инициируют задачу или проект, согласовывают ее с
руководителем в общих чертах и выполняют ее таким образом, как сами считают
наиболее целесообразным. Такой стиль помогает смотреть на бизнес-задачи
нетривиально, но требует высоких квалификации и инициативы сотрудников и
степени доверия руководителя. Также в этом случае сотрудники хорошо понимают
общую цель и свою роль в компании, поэтому здесь конфликты встречаются
достаточно редко.
Подробнее о стилях управления вы можете прочитать здесь.
Что делать?
Итак, мы выяснили, что чаще всего конфликты между продажами
и маркетингом встречаются в компаниях с демократичным стилем управления. Что
это значит? Что компании не достает либо структурности и системности
авторитарного стиля, либо свободы и мотивации либерального. В какую же сторону
идти?
На самом деле типология
«авторитарный-демократичный-либеральный» хорошо ложится в эволюционную
модель.