Про процессы в Госуслугах, создание публичной базы знаний и работу с Минцифрой | Ксения Морозова, дизайн-директор Госуслуг

В роли ведущего выступал Артем Конаков, CEO UXART и Сорокин Никита, редактор UXART
В роли приглашенного гостя — Ксения Морозова, дизайн-директор Госуслуг
Знакомство
Уже 7 лет работаю в команде РТЛабс — разработчиках Госуслуг. Из них 5 лет на позиции дизайн-директора.
Не так давно начала говорить такое модное слово, потому что в трудовой у меня написано не так)
Но я смотрю, чего все «дизайн-директора», а я просто руководитель отдела. Как-то подумала, что нужно присваивать себе это достижение"
Выступала на большой выставке ВДНХ и у меня спросили «Как тебя назвать». И тут я предложила «дизайн-директор». Так и закрепилось) В нашем отделе проектирования 65 человек. В нем разные направления, например, дизайнеры, проектировщики медиа-специалисты. До этого пару лет работала просто проектировщиком, на тех же Госуслугах, до этого фрилансером, а еще раньше — в другом digital-агентстве. А самое раннее — журналистика. До Госуслуг и фриланса работала в Челябинском digital-агентстве Xpage. Там я занималась заполнением сайтов (контент-менеджером). Потом в какой-то момент появилась возможность заменить девушку, которая была менеджером и курировала проекты. Это было очень страшно. Мне звонили клиенты, задавали какие-то вопросы и я говорила «одну минуточку»: Я начала расти и изучать что-то новое. В те годы (2011) не было такого слова «UX». Только-только появлялись первые статейки по этой теме. И в основном это были переводы. Я знала, что нужно делать какие-то «вайрфреймы», какие-то «прототипчики». Была программа «balsamiq mockups» и появлялись первые версии «Axure». И я, собственно, как менеджер, проектировала, хотя даже не знала, что это работа проектировщика/UX-специалиста. Потом меня «доповышали» до того, что я стала руководить менеджерами, а после (не очень долго) проработала коммерческим директором. Стала я им в 23 года. На мне была ответственность выбивать все долги, заключать все контракты, ездить на разные ключевые сделки. Я приезжала, выглядела еще юнее, чем сейчас. И на меня так смотрели, мол, «девочка, где взрослые?». В общем, это было довольно тяжело, я быстро выгорела и ушла на фриланс. У меня было 2 проблемы с прототипами. Однажды я нарисовала прототип, принесла заказчику и они сказали «не надо никакого дизайна, вот так прям делаем». Я им попыталась объяснить, что это просто пример. Но им настолько понравилось, что они захотели оставить все, как есть. И мне было очень сложно их переубедить. И было наоборот, когда я принесла готовый дизайн, а мне сказали «Это все еще прототип, да? Когда будет нормальный дизайн?». Над любой задачей работает довольно большая команда. Существуют, так называемые, «продуктовые поезда». Поезд это один продукт, в котором едут чуваки из разных команд. Например, поезд может быть таким: Пассажиры поезда могут меняться. Все это зависит от масштаба проекта. Где-то хватит одного проектировщика, а где-то и 6-х будет недостаточно. Нам разрешают использовать Figma) Но каждый раз нам говорят «Ну что, фигма — все!». Пересылают какую-то сплетню, новость с непроверенного источника или сообщение в духе: А у нас 1200 уникальных обращений к макетам в месяц. Огромное количество макетов, огромная экосистема. Поэтому ни Pixso, ни Lunacy, не скоро еще сможет вынести вот эти все объемы данных. Но очень страшно, что с Figma что-то может произойти. Более того, у нас даже есть наши официальные гайды, по которым строятся интерфейсы. И эти гайды обычно лежат в огромных «бюрократических бумажках», которые заверены «федеральными стандартами». И мы руганью, уговорами, запугиванием смогли договориться, что будет бумажка на условные «10 страничек», в которых будут ссылки на Figma. И у нас действительно в государственном документе есть линки на фигму, в которой все всегда живо и актуально. Обычно на проекте всегда есть аналитик и он выстраивает BPMN схемы. Они нужны больше разработке, чтобы понять, из каких баз подгрузить, куда что отдать. Но и мы тоже подключаемся. Потому что так мы уже видим набор артефактов, которые приходят. И в интерфейсе можем понимать, нам придет 2 поля или 142. Бывает, конечно, что в редких случаях аналитика нет на проекте. Отправился «маленький поезд», например. И тогда уже проектировщик выступает в роли аналитика. Но всегда, какие бы случаи не возникали, проектировщик — адвокат пользователя. У нас есть публичная база, которая доступна всем. Найти её можно на поддомене «guides». И там сейчас 29-30 разных разделов. Есть общие разделы, например, по тому, как работает ред. политика. А есть частные — как проектировать «услуги» на Госуслугах. Это Фигма презентация. В коде мы скрыли UI — пользователи не смогут написать комменты или полностью скопировать её. Но ты спокойно видишь всю информацию. Есть даже общие файлы, которые ты можешь скопировать и реиспользовать у себя. А вот матрица компетенции и другие «кадровые» штуки локальны и не находятся в открытом доступе) ** А что с грейдированием, когда в процессы включается дизайнер, запускают ли на Госуслугах качественные исследования, какая практика с A/B тестами и как дизайнеры работают с разработчиками — в полной версии подкаста. Его вы можете посмотреть на Ютубе: И на отечественных платформах: Рутуб, Дзен, Вк Видео Спасибо, что читаете наши статьи, смотрите наши видосы на Ютубе и подписаны на телеграм. Вы же подписаны? А ведь там мы выпускаем самый интересный и эксклюзивный контент UXART абсолютно бесплатно без смс и регистраций. Так что и на него подписывайтесь :)

Так что я руковожу и умными, и красивыми и теми, кто занимается промоутированием
Xpage и старт карьеры

С того момента, как мы сидели в небольшом офисе и до момента как они стали топовыми разработчиками на Урале прошло 10 лет.
Потом закрывала телефон, бежала к ребятам в соседнюю дверь и спрашивала «что такое домен?», «что значит продлить домен?». Они мне отвечали, я записывала. Приходила обратно к телефону и отвечала "да, секундочку...

Потому что мне нужно было с клиентами зафиксировать, что отдавать в дизайн и я так пыталась им облегчить работу
Это было супер стрессово
Тогда я приезжала к директорам завода и такая "Дратуте, я Ксения, из компании XPage на сделку

Факапы с прототипами
Методология «поезда»

Редакторы — это не те, кто ставит запятые. Они делают так, чтобы кнопка «Развестись» не звучала как шутка для человека в опасной ситуации
Figma и Госуслуги
У нас, в нашем банке, все вообще повалилось!

Когда меня попросили оформить эти бумажки я сказала — "невозможно описать интерфейс бумажкой. Сколько я вам туда скринов приложу? Неть.
Схемы моделирования

Он за здравый смысл. Даже если это долго, дорого, страдательно, сложно. Он всегда топит за то, чтобы именно пользователю было нормально
Открытая база знаний

Не видим в этой никакой угрозы. Что кто-то что-то заберет себе. Наоборот, мы будем только рады, если кто-то будет это с нами обсуждать, предлагать улучшения или реиспользовать