Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
Выбор редакции:
183 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Про процессы в Госуслугах, создание публичной базы знаний и работу с Минцифрой | Ксения Морозова, дизайн-директор Госуслуг

Сегодняшний выпуск подкаста с Ксенией Морозовой — дизайн-директором Госуслуг. В первом выпуске подкаста разобрали бизнес-процессы госуслуг и пообщались про внутрянку команды Ксюши. А также узнали про первые факапы и как они переросли в полезный опыт)
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

В роли ведущего выступал Артем Конаков, CEO UXART и Сорокин Никита, редактор UXART

В роли приглашенного гостя — Ксения Морозова, дизайн-директор Госуслуг

Знакомство

Уже 7 лет работаю в команде РТЛабс — разработчиках Госуслуг. Из них 5 лет на позиции дизайн-директора.

Не так давно начала говорить такое модное слово, потому что в трудовой у меня написано не так)

Но я смотрю, чего все «дизайн-директора», а я просто руководитель отдела. Как-то подумала, что нужно присваивать себе это достижение"

Выступала на большой выставке ВДНХ и у меня спросили «Как тебя назвать». И тут я предложила «дизайн-директор». Так и закрепилось)


В нашем отделе проектирования 65 человек. В нем разные направления, например, дизайнеры, проектировщики медиа-специалисты.

Так что я руковожу и умными, и красивыми и теми, кто занимается промоутированием

До этого пару лет работала просто проектировщиком, на тех же Госуслугах, до этого фрилансером, а еще раньше — в другом digital-агентстве. А самое раннее — журналистика.

Xpage и старт карьеры

До Госуслуг и фриланса работала в Челябинском digital-агентстве Xpage. Там я занималась заполнением сайтов (контент-менеджером).


С того момента, как мы сидели в небольшом офисе и до момента как они стали топовыми разработчиками на Урале прошло 10 лет.

Потом в какой-то момент появилась возможность заменить девушку, которая была менеджером и курировала проекты. Это было очень страшно. Мне звонили клиенты, задавали какие-то вопросы и я говорила «одну минуточку»:

Потом закрывала телефон, бежала к ребятам в соседнюю дверь и спрашивала «что такое домен?», «что значит продлить домен?». Они мне отвечали, я записывала. Приходила обратно к телефону и отвечала "да, секундочку...

Я начала расти и изучать что-то новое. В те годы (2011) не было такого слова «UX». Только-только появлялись первые статейки по этой теме. И в основном это были переводы. Я знала, что нужно делать какие-то «вайрфреймы», какие-то «прототипчики». Была программа «balsamiq mockups» и появлялись первые версии «Axure».


И я, собственно, как менеджер, проектировала, хотя даже не знала, что это работа проектировщика/UX-специалиста.

Потому что мне нужно было с клиентами зафиксировать, что отдавать в дизайн и я так пыталась им облегчить работу

Потом меня «доповышали» до того, что я стала руководить менеджерами, а после (не очень долго) проработала коммерческим директором. Стала я им в 23 года.

Это было супер стрессово

На мне была ответственность выбивать все долги, заключать все контракты, ездить на разные ключевые сделки. Я приезжала, выглядела еще юнее, чем сейчас.

Тогда я приезжала к директорам завода и такая "Дратуте, я Ксения, из компании XPage на сделку

И на меня так смотрели, мол, «девочка, где взрослые?». В общем, это было довольно тяжело, я быстро выгорела и ушла на фриланс.


Факапы с прототипами

У меня было 2 проблемы с прототипами. Однажды я нарисовала прототип, принесла заказчику и они сказали «не надо никакого дизайна, вот так прям делаем».

Я им попыталась объяснить, что это просто пример. Но им настолько понравилось, что они захотели оставить все, как есть. И мне было очень сложно их переубедить.

И было наоборот, когда я принесла готовый дизайн, а мне сказали «Это все еще прототип, да? Когда будет нормальный дизайн?».

Методология «поезда»

Над любой задачей работает довольно большая команда. Существуют, так называемые, «продуктовые поезда». Поезд это один продукт, в котором едут чуваки из разных команд.

Например, поезд может быть таким:

  1. Машинист — отвечает за сроки и коммуникацию
  2. Проджект или продакт
  3. Проектировщики и дизайнеры
  4. Юристы и аналитики
  5. Редакторы — адаптируют тексты для разных аудиторий (от пенсионеров до IT-специалистов)


Редакторы — это не те, кто ставит запятые. Они делают так, чтобы кнопка «Развестись» не звучала как шутка для человека в опасной ситуации

Пассажиры поезда могут меняться. Все это зависит от масштаба проекта. Где-то хватит одного проектировщика, а где-то и 6-х будет недостаточно.

Figma и Госуслуги

Нам разрешают использовать Figma)

Но каждый раз нам говорят «Ну что, фигма — все!». Пересылают какую-то сплетню, новость с непроверенного источника или сообщение в духе:

У нас, в нашем банке, все вообще повалилось!

А у нас 1200 уникальных обращений к макетам в месяц. Огромное количество макетов, огромная экосистема. Поэтому ни Pixso, ни Lunacy, не скоро еще сможет вынести вот эти все объемы данных. Но очень страшно, что с Figma что-то может произойти.


Более того, у нас даже есть наши официальные гайды, по которым строятся интерфейсы. И эти гайды обычно лежат в огромных «бюрократических бумажках», которые заверены «федеральными стандартами».

Когда меня попросили оформить эти бумажки я сказала — "невозможно описать интерфейс бумажкой. Сколько я вам туда скринов приложу? Неть.

И мы руганью, уговорами, запугиванием смогли договориться, что будет бумажка на условные «10 страничек», в которых будут ссылки на Figma. И у нас действительно в государственном документе есть линки на фигму, в которой все всегда живо и актуально.

Схемы моделирования

Обычно на проекте всегда есть аналитик и он выстраивает BPMN схемы. Они нужны больше разработке, чтобы понять, из каких баз подгрузить, куда что отдать. Но и мы тоже подключаемся. Потому что так мы уже видим набор артефактов, которые приходят. И в интерфейсе можем понимать, нам придет 2 поля или 142.


Бывает, конечно, что в редких случаях аналитика нет на проекте. Отправился «маленький поезд», например. И тогда уже проектировщик выступает в роли аналитика.

Но всегда, какие бы случаи не возникали, проектировщик — адвокат пользователя.

Он за здравый смысл. Даже если это долго, дорого, страдательно, сложно. Он всегда топит за то, чтобы именно пользователю было нормально

Открытая база знаний

У нас есть публичная база, которая доступна всем. Найти её можно на поддомене «guides». И там сейчас 29-30 разных разделов.


Есть общие разделы, например, по тому, как работает ред. политика. А есть частные — как проектировать «услуги» на Госуслугах.

Это Фигма презентация. В коде мы скрыли UI — пользователи не смогут написать комменты или полностью скопировать её. Но ты спокойно видишь всю информацию. Есть даже общие файлы, которые ты можешь скопировать и реиспользовать у себя.

Не видим в этой никакой угрозы. Что кто-то что-то заберет себе. Наоборот, мы будем только рады, если кто-то будет это с нами обсуждать, предлагать улучшения или реиспользовать

А вот матрица компетенции и другие «кадровые» штуки локальны и не находятся в открытом доступе)

**

А что с грейдированием, когда в процессы включается дизайнер, запускают ли на Госуслугах качественные исследования, какая практика с A/B тестами и как дизайнеры работают с разработчиками — в полной версии подкаста.

Его вы можете посмотреть на Ютубе:

И на отечественных платформах: Рутуб, Дзен, Вк Видео

Спасибо, что читаете наши статьи, смотрите наши видосы на Ютубе и подписаны на телеграм. Вы же подписаны?

А ведь там мы выпускаем самый интересный и эксклюзивный контент UXART абсолютно бесплатно без смс и регистраций. Так что и на него подписывайтесь :)

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.