Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
170 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Кейс про систему обучения в отделе продаж или причем тут сальто?

Удаленные отделы продаж становятся все более популярными, но их создание — это не просто вопрос найма сотрудников на фрилансе. Как выстроить эффективную систему, которая будет приносить стабильные результаты, даже если сотрудники работают из разных уголков мира? Разбираем кейс.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Привет! Я Антон Галушко, помогаю бизнесам наводить порядок в процессах и расти быстрее. В моем Telegram-канале — реальные кейсы, разборы стратегий, полезные фишки и материалы для системного роста. Подписывайся, если хочешь прокачать свой бизнес!

Дано: Транспортная компания с действующим отделом продаж. В офисе обучение новых менеджеров происходит естественным образом: они приходят, друг у друга начинают быстро учиться, потому что сидят рядом. Они друг друга слушают, у них есть руководитель, который ходит и всех обучает, благодаря этому быстро перенимают опыт. Но офис переполнен, новых сотрудников некуда сажать — это ограничивает рост продаж.

Руководство решило создать удаленный отдел продаж, но сразу столкнулось с проблемами:

  1. Новички остаются один на один с задачами, не слышат живых диалогов коллег и не могут оперативно перенять их приемы.
  2. Действующие менеджеры в офисе заняты продажами, а значит, не могут заниматься наставничеством.
  3. Вопросы у новичков копятся, отнимая время у опытных менеджеров и руководства.
  4. База знаний перегружена ненужной теорией, но не объясняет ключевых процессов, например, как считать стоимость перевозки.
  5. Ниша сложная: нужно квалифицировать клиента, выяснять потребности, предлагать варианты, искать машину. Новички теряются и совершают ошибки.
  6. Новый руководитель пришел из другой отрасли и не знает специфики.

Компания могла бы увеличить поток лидов, но без нормального обучения сотрудники просто не справятся. Потенциал роста есть, но без системы он превращается в хаос.

Передо мной стояла задача: построить удаленный отдел продаж, вывести его на уровень нормы и масштабировать. Для этого создать новую систему обучения, которая позволит новому менеджеру заключить первую сделку уже через неделю.

Как построили систему обучения?

Продавать логистические услуги — это как делать сальто. Никто не делает его сразу, просто встав в центре зала. Сначала идут подводящие упражнения: кувырки, стойка на руках, прыжки на батуте. Так же и в продажах: невозможно с нуля прийти и сразу закрывать сделки. Нужно освоить ряд базовых навыков, которые потом сложатся в единую картину.

По какому алгоритму мы решили действовать:

  1. Взяли двух лучших менеджеров, смоделировали и разложили их навыки по элементам на слои:


Пример моделирования менеджера по продажам
  • Слой знаний (тарифы, цены, характеристики транспорта).
  • Слой переговоров (общение с клиентами, перевозчиками, поставщиками).
  • Технический слой (работа в CRM, расчеты, документооборот).
  • Слой убеждений, мотивации и ценностей (что делает менеджера эффективным?).
  • Слой взаимодействий (работа с бухгалтерией, логистами, безопасностью).

2. Определили оптимальный порядок освоения навыков. Не «сначала теория, потом практика», а наоборот — от результата к шагам.

3. Разработали упражнения для каждого навыка.

4. Прописали сценарий обучения на 5 дней.

5. Собрали базу знаний:

  • записи успешных звонков.
  • кейсы сложных сделок.
  • база расчетов — примеры правильного расчета стоимости перевозок.
  • тестовая воронка в CRM для тренировки.
  • готовые логины и пароли — чтобы сразу начать практику.

6. Записали обучающие видеоролики, загрузили это все курсом на платформу «АнтиТренинги» (сейчас бы я рекомендовал использовать Teamly, но тогда этой платформы не было)

7. Создали чат поддержки, где новички задают вопросы, а наставники отвечают.

8. Постоянно дополняли базу знаний, основываясь на реальных вопросах менеджеров.

9. Создали мощный поток из кандидатов, отбирали подходящих и отправляли на обучение по ученическому договору. Если новичок доходил до пятого дня курса и заключал сделку или показывал хорошие результаты — его оставляли в компании. Если нет — то он уходил.

Какие фишки системы обучения мы использовали?

Основа программы — три модели из НЛП:

  1. модель ТОТЕ (Test — Operate — Test — Exit)— для выстраивания четкого алгоритма обучения


Пример задачи (цель-алгоритм-результат)
  • метод обратного планирования — начали с финальной цели (заключение сделки на 5-й день) и двинулись назад, разбив процесс на пошаговые действия.
  • метод хорошо сформулированного результата (ХСР) — для фиксации конкретных измеримых целей.


Результат обучающего дня № 2 по методу ХСР

Убрали всю лишнюю теорию — только практика.

  • Создали анкету и чат поддержки, где менеджеры могли быстро получать ответы на вопросы.
  • Подготовили все материалы: успешные звонки, кейсы, расчеты, тестовую воронку в CRM.
  • Минимум ручного управления: наставник лишь координирует процесс и помогает в сложных ситуациях.

Какие были результаты?

  1. Полностью создана пошаговая программа ввода в должность.


Созданная система обучение

2. Минимальное время на ручное обучение.

3. 50% новичков заключают первую сделку за неделю (в сложной нише!).

4. Еще 30-40% доходят до финальной стадии сделки, но закрытие откладывается по внешним причинам (перенос сроков сделки, несоответствие цены и т. д.).

5. Вводный курс сразу отсеивал халявщиков, кто пришел просто «получить оклад».

6. Компания получила конкурентное преимущество — быстрый и предсказуемый процесс адаптации сотрудников.

Хочешь больше инсайтов по систематизации бизнеса и росту продаж? Подписывайся на мой Telegram-канал — там делюсь кейсами, советами и мыслями о продажах, маркетинге, обучении команд и масштабировании.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.