Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
235 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как создавать кейсы, которые действительно продают и меняют мышление учеников

Кейсы — один из самых мощных инструментов, которые вы можете использовать в своей онлайн-школе, чтобы рассказывать подробно, «из первых уст», о продукте, выстраивать доверие и продавать органично. Но всё это возможно только тогда, когда кейс составлен правильно.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Привет, на связи команда платформы для онлайн-школ Антитренинги.

Чаще всего мы видим формальные, нецепляющие истории в формате «Ученик пришёл с проблемой, прошёл программу, получил результат». Это скучно, неинтересно и здесь нет никаких подробностей. Результата может добиться каждый, а вот пользу получить и сохранить результат — вот это гораздо сложнее.

Хорошо сделанный кейс — это полноценная точка соприкосновения с будущим учеником. Он должен узнавать себя в герое, задаваться вопросами, потому что именно на этапе знакомства с кейсом у потенциального слушателя зарождается мысль: «Я тоже так хочу». А значит, на этом этапе он начинает всерьёз интересоваться вашим онлайн-курсом.

К тому же кейсы важны не только в маркетинге. Это ещё и инструмент обучения. Правильно встроенные в урок кейсы развивают мышление, вовлекают и помогают увидеть закономерности.

Какие бывают кейсы и зачем они нужны

Если вы хотите, чтобы кейсы не просто были ради галочки, а ещё и обучали, продавали и вовлекали, важно понимать, какой тип стоит выбрать под каждую задачу.

Трансформационные кейсы. Это самый распространённый тип. Вы рассказываете, как было до, что сделали, и что получилось. Такие кейсы легко воспринимаются, хорошо работают в прогреве, на лендингах и в соцсетях. Они дают чувство: «У Ани получилось, значит, и у меня получится». Из плюсов: это простые и понятные истории, которые формируют доверие. Из минусов: такие кейсы не обучают, не влияют на мышление ученика, они просто словно хвалят ваш продукт. Используйте трансформационные кейсы, когда хотите усилить социальную значимость вашего продукта, особенно на этапе, когда человек только узнаёт о вас.

Кейсы с решением проблемы. Это уже ближе к обучению. В таких историях мы часто видим дилемму: герой оказался в ситуации, где пришлось принимать решение. Вы предлагаете читателю поставить себя на его место, подумать: «А что бы я сделал?», и это запускает внутреннюю работу, которая куда ценнее, чем чтение простой вдохновляющей истории успеха. Плюсы: такие истории вовлекают, обучают, формируют стратегическое мышление. Минусы: они требуют продуманной подачи и чаще всего не смогут подчеркнуть все преимущества вашего продукта так, как в случае с трансформационными кейсами. Используйте проблемные кейсы внутри курсов, на прямых эфирах и трансляциях, в чатах и профильных группах — везде, где вам важно включить ученика в процесс размышления.

Деконструктивные кейсы. Это формат «разбора». Вы берёте чужую ситуацию (или свою) и разбираете: что сработало, что нет, какие решения были приняты, какие ошибки совершены. Важно: здесь вы показываете логику — почему было принято именно это решение, и что из этого может взять себе читатель. Плюсы: такие кейсы особенно ценятся теми, кто уже знаком с вашей сферой и кто хочет продолжить расти. Минусы: эти истории требуют вовлечённого чтения и могут быть сложными для понимания новичков. Используйте деконструктивные кейсы, когда хотите научить стратегическому анализу и показать экспертность — особенно в наставничестве и продвинутых продуктах.

Если коротко, то: трансформационные кейсы используйте для знакомства с вашим продуктом и «красивой истории», проблемные — для обучения и вовлечённости, деконструктивные — для демонстрации экспертности и обучения. А в идеале — комбинируйте.

Что делает кейс «рабочим»

Если вы хотите, чтобы кейс вовлекал, обучал и продавал, в нём должны быть 3 ключевых элемента. Иначе он будет либо сухим, либо чересчур пафосным, либо просто забудется через 5 минут.

«Это про меня». Пожалуй, это первое, с чего стоит начинать. Ваш читатель или ученик должен узнать в герое кейса себя. Главное здесь — это психологическое сходство: те же страхи, похожий запрос, те же ограничения по времени, ресурсам, та же неуверенность и неготовность. Когда вы создаёте кейс, подумайте: узнает ли в нём себя человек, которому вы хотите его показать? Если нет, то вы просто рассказываете о чужой жизни, а значит, такая история зацепит с минимальной вероятностью.

Логика принятия решений. У большинства кейсов есть одна общая проблема: в них показан только путь и результат, но нет объяснения, почему герой выбрал именно этот продукт для решения своих задач. И читатель мысленно задаётся вопросами: «А почему он не выбрал другой путь?», «А как он понял, что это сработает?». Показывайте механику мышления: что герой думал в момент принятия решений, какие альтернативы рассматривал, чего боялся, на что решался особенно долго.

Точка роста. Не бойтесь показывать, что герой кейса находится ещё в процессе развития. Самые сильные кейсы — это те, в которых видно движение, есть сложные моменты, сомнения, тупики, можно отследить трансформацию мышления, а не только сухие цифры. Если вы покажете героя не как идеального ученика, а как человека, который шёл, ошибался, делал выводы и продолжал, — ваш читатель поверит и вам, и себе.

Структура сильного кейса

Начинайте с вводных данных: расскажите о герое, в какой ситуации он находился до старта. Важно показать, что у него было внутри. Что мешало? Почему он сомневался? Какая была точка боли? Именно на этом этапе читатель начинает узнавать себя в главном герое истории, а значит, читатель начинает вовлекаться и проникаться доверием.

Второй шаг — обозначение настоящего запроса героя. Не «хотел заработать», а «хотел наконец перестать бояться показывать себя в блоге». Не «пришла за результатом», а «устала от ощущений, что я всегда в роли ученицы, а не эксперта». Часто настоящий запрос вскрывается не сразу, и это нормально, но именно он и посеет в голове читателя зерно доверия к вам и вашему продукту — ведь этот запрос решён благодаря вам в том числе.

Третий шаг — покажите путь ученика и объясните логику работы вашего продукта. Опишите шаги, через которые прошёл герой. Только не в формате простого «прошёл модуль 1, сделал задание 2, получил клиента». Расскажите лучше о том, что удивило героя, какие принципы или установки он в себе сломал, что не сработало, и как он это пережил. так вы делитесь развёрнутым процессом мышления и адаптации. И именно на этом этапе кейс начинает цеплять, читатель ждёт, что будет дальше и уже «во всю» проживает эту историю за главного героя.

Четвёртый шаг — покажите промежуточные победы. Например, герой записал первое видео без страха, ответил «нет» клиенту, который не подходил, понял, что не обязан быть идеальным. Эти детали гораздо ближе к реальному опыту большинства учеников. И они дают понимание, что, помимо большой и важной победы, вы сможете провести потенциального ученика ещё и к ряду маленьких побед.

Пятый шаг — поделитесь результатами и расскажите о внутренней трансформации героя. Что герой понял о себе? Что теперь делает иначе? Какой теперь у него взгляд на те же проблемы? Именно это остаётся в памяти у читателя и делает кейс по-настоящему ценным.

Заключительный шаг — покажите, что было дальше с учеником. Кейс не обязан заканчиваться хэппи-эндом. Он может закончиться новым вопросом, новым вызовом, в который герой теперь идёт по-другому. Это мощный приём: вы показываете, что рост продолжается. Что работа над собой — это путь, а не разовый успех.

Логика вопросов в кейсах

Именно вопросы превращают кейс из красивого списка достижений главного героя в активный диалог. И это определённо точно нужно использовать по максимуму.

Когда вы вставляете в кейс осмысленные вопросы, вы буквально инициируете в читателе процесс саморефлексии. Это то, что в методологии называется когнитивным включением: ученик не просто читает, а начинает мыслить вместе с героем.

Какие вопросы работают лучше всего:

  • «Что бы вы сделали на его месте?»
  • «Какой момент из кейса отозвался сильнее всего — и почему?»
  • «Что в этом кейсе показалось вам неожиданным или новым?»
  • «Какая ваша привычная стратегия в похожей ситуации — и сработала ли она раньше?»
  • «Что из подхода героя вы могли бы перенять себе?»

Вы можете вставлять их в сам текст кейса, после важных поворотов сюжета, как пост для обсуждения или использовать их на живой встрече с аудиторией, чтобы в моменте инициировать этот диалог с потенциальными учениками.

Когда человек начинает соотносить чужой опыт со своим, он перестаёт быть просто слушателем и/или зрителем, потому что он входит в активную фазу обучения. Это особенно важно для продвинутых учеников, которые уже много «слышали», но ещё не начали применять знания на практике. Вопрос — это мостик от абстрактной истории к конкретному действию.

Типичные ошибки в кейсах

Иногда вы вроде бы делаете всё правильно: история есть, герой есть, результат впечатляющий, но кейс не цепляет. Его пролистывают, он не вызывает отклика, не работает в продажах и не даёт обучающего эффекта. Почему?

4 самые распространённые ошибки, которые убивают даже потенциально сильный кейс:

  • Идеальная, выверенная история-картинка. Кейсы, в которых всё слишком красиво и хорошо, вызывают недоверие. «Ну конечно, у неё всё получилось. Потому что это не настоящая история», — подумает читатель. Людям важно видеть реальность: страхи, ошибки, сомнения. А потому в кейсах всегда должна быть жизнь, должна быть демонстрация взлётов и падений.
  • Демонстрация только «до» и «после». Многие кейсы выглядят как фото «до» и «после» — без деталей и логики изменений. Но ведь именно в процессе кроется ценность: какие решения принимались, какие важные мысли пришли, что не сработало. Если убрать путь и оставить только точку «А» и точку «Б», вы забираете у читателя шанс чему-то научиться.
  • Кейс как реклама, а не как история. Если герой кейса звучит как продуманный маркетолог, а не как обычный живой человек, доверия не будет. Фразы вроде «на курсе я получил уникальную систему, которая изменила моё мышление» звучат максимально фальшиво. Хороший кейс — это рассказ от лица ученика, с живым языком, с оговорками, с эмоциями. Именно это вызывает сопричастность.
  • Нет внутренней трансформации. Кейс с цифрами — это хорошо. Но без изменений в мышлении он быстро забывается. Покажите: что человек понял о себе, как изменилось его поведение, что он теперь делает иначе — это и есть настоящая ценность. Кейс должен быть живым, логичным, честным и немного уязвимым. Тогда он и продаёт, и обучает, и остаётся в памяти.

Перепроверьте свои текущие кейсы: соответствуют ли они структуре и признакам, о которых мы говорили? Добавьте внутрь кейсов вопросы, чтобы вовлекать ученика, а не только демонстрировать результат. Планируйте кейсы заранее: под каждую ступень обучения, под каждый запрос, под каждый этап воронки. И главное — помните о живых людях, не превращайте кейс в идеальную картинку, рассказывайте через кейсы реальные истории ваших учеников.

Материал подготовлен командой платформы для онлайн-курсов Антитренинги.

Наш сайт: https://antitreningi.ru

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.