Если вы опекаете сотрудников, у вас проблемы с менеджментом. Разбираемся, как управлять без тотального контроля
Микроменеджмент — стиль управления, когда руководитель вовлекается абсолютно во все процессы, не умеет делегировать и на корню обрубает инициативу сотрудников. В результате подчиненные вообще теряют мотивацию и работают просто для галочки.
Такой подход к управлению может привести к полной стагнации в команде и снижению эффективности компании. В статье разбираемся, как вовремя обнаружить микроменеджмент и что нужно для здорового управления.
Что такое микроменеджмент и как его распознать
Чрезмерный контроль со стороны руководителя выражается в том, что он следит за каждым шагом сотрудников и требует согласовывать каждое действие. Например, даже текст сообщения для клиента нужно сначала показать менеджеру и только потом отправлять в рабочий чат.
Руководитель вовлекается в те процессы, где нужны узкие знания: может раскритиковать макет дизайнера или креатив таргетолога. В итоге сотрудники полностью теряют инициативу: зачем стараться, если в итоге всё равно придет сотня правок?
Микроменеджмент часто маскируется под продуктивность, поэтому его легко не заметить. Существует несколько самых ярких признаков:
⛔ Тотальный контроль. Руководитель постоянно заглядывает сотрудникам через плечо и хочет знать обо всём, что происходит. Например, просит персонал ежедневно делать отчеты и расписывать, кто чем занимался каждый час.
⛔ Фокус на мелочах. Львиная доля внимания уходит на микропроцессы и мелочи. Руководитель может часами рассматривать баннер дизайнера или перечитывать текст от копирайтера. Сил на стратегическое управление у менеджера не остается.
⛔ Полное подчинение. Сотрудники получают подробное техническое задание и стараются выполнить его без отклонений и вопросов. Плюс каждое действие согласовывают с менеджером. Отклонение от плана расценивается как саботаж — даже за хорошие идеи сотрудник получает выговор.
⛔ Запрет на критику. У микроменеджера есть два типа мнения — свое и неправильное. Если сотрудники предлагают конструктивную критику и приводят аргументы, управленец до последнего стоит на своем.
⛔ Всё замкнуто на руководителе. Без менеджера все процессы встают, потому что он не делится ресурсами и информацией. Например, не подпускает сотрудников к клиентам, поэтому они не могут уточнить важную информацию по проекту. Со стороны может казаться, что микроменедежер — лучший сотрудник в компании. Ведь он много работает, всегда в курсе дел и держит всё под контролем. Но на долгосрок гиперопека ни к чему хорошему не приводит — и от нее лучше отказываться в пользу адекватного управления, где у сотрудников больше свободы. Чем здоровый менеджмент отличается от микроменеджмента: 👌 Руководитель говорит, КАК делать, а не ЧТО делать. Сотрудники получают инструкции и самостоятельно решают проблемы. Руководитель может подсказывать и направлять, но не делает работу за персонал. 👌 Нет постоянного контроля. В адекватном менеджменте контроль периодический и промежуточный — например, после завершения какого-то этапа работ. Выполнили часть заказа, отчитались руководителю, чтобы он был в курсе. Микроменеджмент — это тотальный контроль. Такой стиль управления не дает развиваться, но в двух случаях он работает лучше адекватного менеджмента: Во главе с микроменеджером команда не развивается, потому что люди лишены возможности принимать решения. Появляется выученная беспомощность — уверенность в том, что любое начинание закончится провалом, поэтому не стоит проявлять инициативу. Компания перекрывает кран с главным ресурсом, который помогает расти, — мотивацией и креативностью персонала. Чем опасен микроменеджмент: Главное средство в борьбе с микроменеджментом — делегирование. Но часто руководителю сложно выйти из операционки, потому что появляется неуверенность в профессионализме сотрудников, даже если они компетентные и самостоятельные. Поэтому важно морально подготовиться к делегированию. 💆🏻♀️ Разрешите сотрудникам ошибаться. Из каждого неправильного решения можно сделать выводы и учиться на них. Сотрудникам важно понимать, что они имеют право на ошибку и за неt не уволят и не оштрафуют — только в этом случая они начинают действовать проактивно. 💆🏻♀️ Примите, что команда работает и без вас. Необязательно участвовать во всех процессах, чтобы быть хорошим руководителем. Задача менеджера — общий контроль и стратегическое управление, поэтому хорошо, если с операционкой команда справляется сама. 💆🏻♀️ Доверяйте сотрудникам. Эффективное делегирование — вера в профессионализм сотрудников. Это значит, что нужно полностью передать зону ответственности, дать людям свободу действий и не контролировать каждый их шаг. Адекватный менеджмент — это не магия и не удача. Чтобы в компании не было гиперопеки, нужно следовать нескольким правилам в управлении командами и проектами. ✔️ Поддерживайте самостоятельность сотрудников. Важно выстроить систему, где у подчиненных есть все ресурсы и свобода действий. Например, можно дать проджект-менеджеру базу подрядчиков, контакты клиентов, техническую информацию и описать задачу — а план работ он уже составит самостоятельно. ✔️ Работайте с мотивацией. Недостаточно просто не критиковать сотрудников, важно их поощрять за хорошие решения. Речь не только про материальные стимулы вроде премий. Лучших сотрудников можно поощрять и нематериально — оплачивать обучение, дать дополнительные отгулы. Признание достижений создает позитивную рабочую атмосферу и увеличивает мотивацию сотрудников. ✔️ Формулируйте четкие ориентиры. Важно описать цели и результаты, чтобы сотрудник правильно понял ожидания. Можно составить критерии неудачи и успеха проекта, по которым будет оцениваться работа. ✔️ Назначьте конкретные дедлайны и ответственных. У каждого проекта должен быть только один человек, который принимает решения, отвечает за результат и сроки. Задача без дедлайна и ответственных — невыполненная задача. ✔️ Контролируйте, но без гиперопеки. Не нужно дергать сотрудников каждый день, но и полностью пускать всё на самотек тоже не стоит. Можно раз в две недели проводить короткие планерки, где подчиненные рассказывают о промежуточных результатах. А еще использовать системы для наблюдения за прогрессом — например, таск-менеджеры, трекеры или системы управления вроде ПланФикса. ✔️ Собирайте обратную связь. Старайтесь поддерживать контакт с сотрудниками, потому что открытый диалог вовремя обнажает проблемы. Важно не только давать обратную связь, но и собирать ее. Например, может оказаться, что бюджеты на проект слишком маленькие или дедлайны нереальные — об этом лучше узнать как можно раньше. ✔️ Помогайте команде расти. Важно распространять знания — например, через обучающие курсы и базы, наставничество, мастер-классы. Можно проводить встречи «один на один» и обсуждать перспективы конкретного сотрудника. ✔️ Автоматизируйте работу. Автоматизация отчетности, аналитики и ведения проектов уменьшает риск человеческой ошибки. Например, программы для ведения проектов напоминают о встречах и дедлайнах, делают контроль более прозрачным. Инструменты вроде Google Workspace позволяют совместно работать с документами, а CRM-системы собирают информацию о сделках и работе с клиентами. Адекватный менеджмент находится между полным отсутствием контроля и тотальной гиперопекой. Даже если руководитель доверяет сотрудникам, он не может полностью выключиться из процессов, но и следить за каждым шагом не должен. Баланс найти сложно, но возможно. Как понять, что в компании всё хорошо с управлением:
Чем микроменеджмент отличается от нормального менеджмента
Как микроменеджмент может разрушить компанию
💼 Пример из жизни. Опытные программисты постоянно предлагали свои идеи тимлиду — некоторые решения успешно внедрялись, за что персонал получал премии.Потом руководство сменилось, и новый менеджер приучил сотрудников работать по ТЗ и согласовывать каждую строчку кода, даже мелкие детали. Инициатива не поощрялась — любые начинания подвергались критике. Со временем программисты перестали принимать решения самостоятельно и осознали, что лучше делать то, что говорят. В итоге компания просела по качеству софта и уступила конкурентам.
Как морально подготовиться к тому, чтобы не гиперопекать сотрудников
Как руководить эффективно без микроменеджмента

Как оценить результаты и понять, что всё идет хорошо
Коротко о микроменеджменте