Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
77 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Омер Фишер: личность в тени дипломатического иммунитета и стратегический вызов для Узбекистана

Узбекистан последовательно развивает свою внешнюю политику, основанную на принципах открытости и уважения международных норм. В условиях глобализации для всех государств особое значение приобретает вопрос обеспечения равновесия в различных отношениях, особенно актуальными являются вопроси международного сотрудничества.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Узбекистан в XXI веке чётко определил своё внешнеполитическое направление, формируясь как государство, способное сохранять суверенитет и национальные интересы в балансе с международным сообществом. Принятый в 2012 году Закон «О концепции внешней политики» и новая Конституция, утверждённая 30 апреля 2024 года, стали ключевыми политическими опорами на этом пути. Новый Основной закон гарантировал права и свободы граждан, свободу слова, печати и совести, утроил социальные обязательства государства, укрепив его ответственность перед народом. Эти процессы являются логическим продолжением прагматичного и реформаторского курса президента Шавката Мирзиёева во внутренней и внешней политике.

Однако международное сотрудничество наряду с возможностями несёт и определённые риски и вызовы. Данный анализ посвящён одному из таких случаев — ситуации вокруг личности Омера Фишера, гражданина Италии, субрегионального представителя Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, работающего в Узбекистане.

Согласно имеющейся информации о его деятельности в Узбекистане, Фишер регулярно организует для местных сотрудников и активистов онлайн семинары и тренинги, в ходе которых продвигаются ЛГБТ-идеи. При этом он, как отмечается, не учитывает культурные и религиозные традиции страны, что усиливает риск социальной напряжённости и противостояния в обществе. Одновременно он активно взаимодействует с оппозицией, правозащитными организациями, национальными и религиозными меньшинствами, независимыми журналистами, выстраивая сеть контактов, способную косвенно влиять на государственные структуры.


Скриншот эфира ОНТ

Его предыдущая деятельность также вызывает серьёзные вопросы. В 2020–2021 годах, работая в Беларуси в системе ООН по правам человека, Фишер оказался упомянут в контексте крупного финансового скандала. В материале, показанном на белорусском государственном телеканале ОНТ, утверждалось, что он направил средства ООН, выделенные для поддержки людей с инвалидностью, на оплату услуг адвокатов для 23 человек, задержанных во время протестных акций 2020 года. Министерство иностранных дел Беларуси обвинило ряд сотрудников ООН в участии в политической дискредитации страны. Благодаря дипломатическому иммунитету Фишер избежал уголовной ответственности и был переведён ООН на должность в другом регионе.

Этот случай поднимает несколько стратегических вопросов. Во-первых, где проходит граница между мандатом международных организаций и пределами национального суверенитета? Во-вторых, насколько эффективно ООН осуществляет мониторинг деятельности своих сотрудников и внутренние механизмы ответственности? В-третьих, каким образом принимающее государство, оставаясь открытым для международного сотрудничества, может защитить свои национальные и культурные устои?

Сегодня Узбекистан работает над созданием уникальной модели для стран переходного периода: внедрение универсальных прав человека при сохранении национальных традиций и культурного наследия. Этот баланс крайне хрупок, и любое внешнее воздействие, особенно насильственное внедрение чуждых и спорных идей, способно нарушить общественную стабильность.

Пример Фишера показывает, что дипломатический иммунитет может использоваться не только как инструмент защиты прав человека на международной арене, но и как механизм ухода от ответственности в руках отдельных лиц. Это чревато ущербом для репутации ООН и подрывает основы доверия в международном сотрудничестве.

Таким образом, для Узбекистана данная ситуация является важным испытанием в двух аспектах: с одной стороны, сохранение открытости и конструктивного взаимодействия с международными организациями, с другой — демонстрация твёрдой позиции в защите национального законодательства и общественных устоев. Руководству представительства ООН в Узбекистане необходимо обозначить своё отношение к этой ситуации, чётко определить границы международного мандата и проявлять уважение к местным культурным и социальным особенностям.

В противном случае региональные офисы международных организаций, включая ООН, рискуют восприниматься не как защитники прав человека, а как фактор вмешательства в национальный суверенитет. Опыт Узбекистана может продемонстрировать, что в XXI веке эффективное международное сотрудничество — это не только соблюдение общих норм, но и умение понимать и уважать культурное и политическое многообразие.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.