редакции
FIT SERVICE: 2026 год станет годом перезапуска стратегий на рынке автосервисов
Более 55% предпринимателей в автосервисной сфере планируют развитие бизнеса в 2026 году, несмотря на растущее давление экономики и кадровый дефицит — такие данные показывает новое исследование* аналитической службы международной сети автосервисов FIT SERVICE. Опрос владельцев российских автосервисов демонстрирует сочетание умеренного оптимизма и высокой готовности к трансформации бизнес‑моделей, а данные Gruzdev‑Analyze показывают различие сетевых и несетевых форматов.
Итоги 2025 года: бизнес «со сложностями, но в плюсе»
Исследование FIT SERVICE совмещает две части: оценку
итогов 2025 года и планы предпринимателей на 2026 год. По итогам года 59%
опрошенных владельцев автосервисов оценивают состояние своего бизнеса как
удовлетворительное — «есть сложности, но справляемся». Лишь 14% респондентов
сообщили о значительных трудностях, что подтверждает устойчивость сегмента
послепродажного обслуживания к различной турбулентности рынка.
На вопрос об изменении выручки 52% участников исследования
отметили рост оборотов, 22% — снижение и еще 20% сообщили о стабильном уровне
данного показателя. Ожидания
и планы автосервисов на 2026 год В 2026 году предприниматели ожидают, что решающим
драйвером изменений станет макроэкономика. 46% респондентов связывают
перспективы своего бизнеса с общей экономической ситуацией и покупательной
способностью клиентов, на втором месте (38%)— влияние новых законов, налоговых
реформ и регулирования. На этом фоне собственники автосервисов готовятся к
более жесткой конкуренции за клиента и пересмотру ценовой политики. «Настроения предпринимателей нашей сферы остаются в целом
умерено оптимистичными: более половины опрошенных владельцев автосервисов
планируют развитие — улучшение процессов, расширение действующего сервиса,
запуск дополнительных направлений. Из них 11% задумываются об открытии новой
точки. Все это говорит о том, что дальновидные и вовлеченные в бизнес
собственники могут растить и развивать свое дело даже в сложное время», —
отмечает Татьяна Овчинникова, директор международной франчайзинговой сети
автосервисов FIT SERVICE. Около 24% респондентов намерены сохранить текущие позиции
без масштабного роста, выбирая стратегию точечной оптимизации процессов и
повышения эффективности. Еще 17% будут сокращать издержи. Стратегии
роста: маркетинг против сервиса? Отвечая на вопрос о том, как именно собственники и
руководители автобизнеса собираются повышать эффективность и прибыльность в
2026 году, предприниматели в первую очередь (27%) называют увеличение затрат на
маркетинг и продвижение для привлечения новых клиентов. На втором месте (22%) —
обучение и повышение квалификации персонала. Тогда как лишь около 15%
респондентов планируют усиливать личное участие собственника в управлении
бизнесом. Среди других планов назывались также рост технологичности и
цифровизация бизнеса, закупка нового оборудования, ремонт помещений и др. «Расстановка приоритетов руководителей бизнеса не совсем
коррелирует с реальной структурой рисков: без инвестиций в качество сервиса и
стандарты работы даже усиленный маркетинг не обеспечивает устойчивого роста. Стоимость
привлечения нового клиента существенно выше, чем удержание действующего,
поэтому выгоднее формировать сильную репутацию бренда, вкладывать в качество и
сервис. Для устойчивого роста в 2026 году ключевыми факторами станут
управляемая экономика сервиса, сильная команда и стандартизированный клиентский
опыт. Маркетинг тоже важен, но он работает только там, где бизнес уже выстроен
изнутри», — комментирует Дмитрий Бабаев, директор направления развития
франчайзинговой сети FIT SERVICE. Сетевые
и несетевые СТО: разные сложности в одном бизнесе Дополнительная аналитика, подготовленная аналитическим
агентством Gruzdev‑Analyze для FIT SERVICE, показывает заметные различия в
структуре основных проблем 2025 года у независимых сетевых и несетевых
автосервисов. Среди независимых не сетевых СТО коммерческие трудности и
недостаток клиентов становятся первой и второй по значимости проблемой (31% и
29% соответственно), тогда как для независимых сетевых станций эти показатели
заметно ниже — 19% и 21% и занимают вторую и третью позиции. Для сетевых независимых автосервисов на первое место
выходят вопросы дисциплины и мотивации персонала (23%) — проблемы, которые
решаются внутри компании и напрямую зависят от качества управления. «Разница в структуре проблем показывает, что рынок как
будто проверяет каждую модель управления на прочность: несетевые сервисы
сталкиваются с давлением извне, а сетевые — с вызовами изнутри. И в обоих
случаях выигрывают те, кто умеет быстро адаптироваться и главное честно
смотреть на свои слабые места» — подводит итог Александр Груздев, генеральный
директор аналитического агентства Gruzdev Analyze. Совокупный массив данных FIT SERVICE и Gruzdev‑Analyze
указывает: в 2026 году конкурентное преимущество в автосервисном бизнесе будет
формироваться на стыке сетевой структуры, управленческой зрелости и способности
быстро адаптироваться к изменению спроса. «Мы видим устойчивый спрос на качественный сервис и
планируем в 2026 году продолжить масштабирование сети за счет открытия новых
точек и усиления партнерской франчайзинговой модели, в том числе в регионах с
еще низкой представленностью современных автосервисов», — отмечает Дмитрий
Бабаев. *Интернет-опрос собственников и руководителей
российских автосервисов проводился в октябре 2025 года, в нем приняло участие
более 250 участников.

