Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
405 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как живёт малый бизнес в России в 2025 году: 5 неожиданных наблюдений (часть 1)

С какими вызовами сталкиваются предприниматели и как адаптируются к новым условиям
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Малый бизнес в России в 2025 году показывает противоречивую динамику. За девять месяцев обороты МСП выросли на 6%, но при инфляции около 8% этот рост оказывается номинальным. Средний чек растет в первую очередь за счет подорожания товаров и услуг, а не из-за увеличения спроса.

Тем не менее малый бизнес остается одним из динамичных сегментов экономики. В этом обзоре МСП делимся пятью наблюдениями, которые объясняют, как компании адаптируются к новым условиям — от регионального роста и цифровизации до смены каналов продаж и привычек покупателей.

Наблюдение № 1: регионы обгоняют столицы по росту оборотов

По данным IT-компании «Эвотор» именно регионы показывают высокие темпы роста оборотов малого бизнеса за последние девять месяцев 2025 года. Если за это время обороты и число транзакций в Москве выросли на 8%, то в Ставропольском крае — на 14% и 9% соответственно.

Картина по топовым регионам выглядит так:


Лидерами по динамике роста МСП стали Ставропольский край, Иркутская область и Красноярский край по данным «Эвотора»

Такой рост бизнеса в регионах России произошел по ряду причин. Вот основные.

Развитие внутреннего туризма. На это повлияли и ограничения на выезд за рубеж, и поддержка государства. Например, туроператорам отменили НДС для туров по России, а гостиницам ввели нулевой НДС.При этом выигрывают не только традиционные курорты и культурные центры: наибольший прирост по внутреннему туризму продемонстрировали непопулярные раньше регионы. Так, за первое полугодие 2025 года максимальную динамику в 81,7% показала Республика Калмыкия.

Льготные кредиты при поддержке государства. Например, такие выдают в ПСБ по программе Минсельхоза для аграриев. Более масштабный проект — программа льготного кредитования Минэкономразвития, Корпорации МСП и Банка России. По ней в ПСБ можно получить до 2 млрд ₽ по ставке на 3,5% ниже ключевой на инвестиции в развитие бизнеса.

Расширение логистической инфраструктуры. Маркетплейсы активно открывают новые хабы и склады ближе к потребителю. Например, Ozon до конца года запустит восемь новых фулфилмент-центров, в том числе в Нижнем Новгороде, Адыгее и Дагестане.

Наблюдение № 2: цифровые инструменты становятся нормой для малого бизнеса

На рынке МСБ наблюдается и технологический сдвиг. Индивидуальные предприниматели и небольшие компании все чаще используют специальные программы, чтобы автоматизировать бизнес-процессы в аналитике, маркетинге и продажах. Вот популярные цифровые инструменты в малом бизнесе.

CRM-системы (Customer Relationship Management). Предприниматели используют эти сервисы, чтобы управлять отношениями с клиентами и повышать продажи. В CRM можно упорядочивать данные о покупателях, хранить историю заказов, агрегировать заявки в одном окне и анализировать поведение и предпочтения клиентов. Всё это позволяет делать клиентам персонализированные предложения и прицельнее настраивать рекламу.

CRM используют 49,5% топ-менеджеров малого бизнеса. Примечательно, что этот цифровой сервис популярен именно в торговле и рознице: им пользуется 71% опрошенных руководителей.

Кейс. В 2025 сеть пекарен «Пшеница» внедрила CRM Битрикс24 — и производительность команды выросла на 30%. Заказы клиентов перестали теряться, время ответа сократилось с часа до 15 минут. Команда работает согласованно, конверсия в повторные заказы увеличилась на 22%.

ERP-системы (Enterprise Resource Planning). Растет популярность и ERP — программ, которые помогают автоматизировать бизнес-процессы и учитывать ресурсы: сырье, финансы, время сотрудников. Этот цифровой инструмент стал основным для предпринимателей из промышленной и финансовой сфер: на долю этих секторов пришлось 86% и 85% соответственно.

Цифровые бизнес-ассистенты. Малый бизнес доверяет рутину искусственному интеллекту: на его долю приходится 47,6% от числа внедренных цифровых инструментов. Один из примеров — чат-боты, которые помогают снизить нагрузку на сотрудников поддержки и отвечать клиенту за секунды.

Наблюдение № 3: селлеры меняют каналы продаж

Исследование компании ERP МойСклад подсветило новый тренд малого бизнеса в России: селлеры на маркетплейсах возвращаются к продажам на собственном сайте. Опрос показал, что 20% респондентов собираются открывать или развивать свой онлайн-магазин в 2025 и 2026 годах.

Драйвером в этом тренде стал малый бизнес. Количество интернет-магазинов увеличилось, прежде всего, за счет небольших компаний — прирост составил 29% по данным аналитиков ЮKassa.

Такой поворот вызван тем, что торговать на маркетплейсах становится сложно и невыгодно: в первую очередь, из-за роста цен на услуги площадок, во вторую — из-за возвратов и порчи товара покупателями. Площадки делают бренд безликим, компании не могут следить за качеством сервиса, напрямую общаться с клиентами и превращать их в лояльных.

Кейс. Алина Ворожбит, владелица марки детской одежды «Дашенька», продавала на маркетплейсах с 2016 года, но два года назад ушла с Ozon, а продажи на Wildberries сократила в пять раз. Сейчас основной упор делает на собственный сайт и оптовых партнеров — на этот канал приходится 40% от общего объема продаж.

Наблюдение № 4: рост МСП сдерживают экономические и операционные факторы

Малый бизнес в России в 2025 году сталкивается сразу с несколькими серьезными вызовами, которые ограничивают рост. Вот ключевые из них.

Кадровый дефицит. Нехватка работников сохранится как минимум до 2030 года, по оценке Минтруда. В таких условиях малому бизнесу еще сложнее конкурировать с крупными компаниями за сотрудников: даже при одинаковом уровне зарплат не хватает бюджета на нематериальные бонусы, которые дают корпорации.

Трудности с логистикой. Дорожает топливо и техника, растут штрафы для перевозчиков, не хватает водителей — со всем этим малый бизнес справляется тяжело. Небольшие компании уходят с рынка из-за убытков или примыкают к крупным игрокам.

Сложная экономическая ситуация. Из глобальных изменений для малого бизнеса в 2025 это высокая ключевая ставка и сокращение госпомощи, что усиливает нагрузку на небольшие компании. Объем господдержки МСП и самозанятых за год упал почти на 40%.

Малому бизнесу тяжело брать кредиты на развитие, поэтому поддержка банка становится критически важной. Кредитные организации могут предлагать более льготные условия для финансирования в рамках программы господдержки.

Кейс. ПСБ снизил ставку на 3,5% для малого и среднего бизнеса, чтобы предприниматели могли улучшать техническую базу, повышать качество продукции и развивать производство. Такая программа действует для предпринимателей во всех регионах России.

Наблюдение № 5: привычки потребителей изменились

В 2025 году потребительское поведение в России заметно изменилось. Вот ключевые привычки покупателей, на которые мгновенно реагирует МСП.Чаще покупают в интернет-магазинах и реже в рознице. В первом полугодии 2025 года объем онлайн-продаж вырос на 36% по данным аналитиков АКИТ. Соответственно предприниматели стали развивать собственные интернет-магазины, что подтверждает наблюдение № 3.Предпочитают продукты знакомых брендов.

Доверие к бренду становится важнее скидок: на последние не обращают внимание 54% покупателей. Тогда как 51% респондентов выбирает товары конкретной марки онлайн и офлайн. Предприниматели реагируют ростом инвестиций в репутацию и сервис: делают ставку на бренд, лояльность и качество.

Ожидают максимальной скорости оказания услуг. Время становится главным ресурсом: покупатели привыкли, что от выбора до получения товара проходят минуты. Предприниматели отвечают развитием экспресс-доставки до двери: инвестируют в курьерские службы, постаматы, партнерские пункты выдачи.

Кейс. В первом полугодии 2025 года «Самокат» открыл около ста дарк-сторов — небольших закрытых складов, которые работают только на сборку онлайн-заказов. Всего сеть выросла до 2400 точек. Такая модель позволяет держать товары ближе к клиентам и доставлять продукты за 15–30 минут, что стало конкурентным преимуществом сервиса.

Что означают эти тенденции для МСП

Наблюдения показывают высокую адаптацию малого бизнеса. Он гибко подстраивается под новые вызовы и продолжает искать точки роста, несмотря на инфляцию, высокую ключевую ставку, кадровый дефицит и рост издержек.

В такой ситуации банки становятся партнерами для предпринимателя. Пример ПСБ со сниженной ставкой по кредитам показывает, что такие меры дают возможность малому бизнесу в России в 2025 году не только выживать, но и развиваться.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.