редакции Выбор
«1,5 нерабочих месяца станут для российского бизнеса билетом на прощальный банкет»
Авторская колонка для DK.ru
Начну с мата (его вырежут) и трех лирических отступлений.
Первое. Меня иногда упрекают в том, что слишком критикую условия ведения бизнеса в России. Мол, это все равно что публично поливать грязью собственную жену. Язвительно называют «либерастом»... но я таких слов не знаю, поэтому игнорирую. Я просто люблю свою страну (и жену, кстати, тоже). Может, поэтому и критикую. От небезразличия. Как от небезразличия же 11 лет назад решил, что «структурирование бизнеса» — это невероятно важно и, порой, спасительно. Хотя тогда о таком термине молчал даже всезнающий интернет — не было такого термина потому что.
Второе. Мне все равно, «как там у них». Меня интересует только, «как у нас».
Третье. Не так давно было сказано, что у нас в стране есть нормальный крупный бизнес и...остальное жулье. Но это малое и среднее жулье дает стране чуть менее 20% ВВП!
Итак, случилось «ЭТО». Независимо от того, как вы к «этому» относитесь (возможно, вы коронавирусный нигилист — это ваше право), вдруг оказалось — то, что нас с вами не устраивало раньше, это какой-то жалкий детский уровень. Не правда ли?
Правда! Как и то, что опытные компании, в отличие от 2008 г., встретили случившееся гораздо сдержаннее. И это действительно круто, хотя всем очевидно — экономический кризис (который придет как вторая ударная волна вслед за карантином и прочими ограничениями) будет куда серьезнее.
Поддержитесь, пожалуйста
К сожалению, правда и то, что меры экономической поддержки, объявленные ранее и теперь постепенно обретающие форму законов и постановлений, совсем не те, на которые вы надеялись. Мы надеялись.
На фоне объявленных 1,5 месяцев нерабочего времени они больше похожи на насмешку. Даже снижение страховых взносов вовсе не «вдвое», как мы услышали от НЕГО (или хотели услышать) и как писали СМИ. Согласно Федерального закона № 102-ФЗ от 01.04.20г., пониженная ставка касается только той части заработной платы, которая превышает МРОТ.
А справедливой была бы полная отмена страховых взносов и НДФЛ в обмен, например, на отсутствие сокращений персонала. Раз уж в нашей стране главное — люди и их занятость.
Мы договорились не сравнивать, как «там», поэтому про субсидирование заработных плат умолчу.
Всевозможные отсрочки тоже коснутся лишь избранных. Правительство, не без умысла продемонстрировать все богатство защитных мер, называет 22 отрасли. Хотя их в списке реально девять (список с 27 марта 2020 г. вывешен на сайте Минэкономразвития). А это — ничтожно мало, поскольку очевидно, что в среде МСБ почти не найдется тех, кто не потеряет катастрофически. Мягко говоря.
Список мер всем хорошо известен, он есть на сайте ФНС и на сайте Правительства.
Есть даже ранее упомянутый Федеральный закон № 102-ФЗ, который дает соответствующие права Правительству. Но нет пока самих постановлений Правительства. А значит, нет деталей для осмысления и обсуждения.
Но вопросы в голову все равно лезут.
Кому из перечисленных отраслей нужны отсрочки по налогам с доходов, если убыточность фактически гарантирована? При этом бюджет свое в виде НДС (а в некоторых случаях и НДФЛ) все равно намерен получить. Разве это не чудо? Про остальные отрасли, которым ничего не полагается, я вообще молчу.
Совершенно непонятно, как помогает ситуации кредитование на зарплату. А чем возвращать? Да что уж. Нет реальных мер. Нет. Пусто.
Некоторая надежда остается на региональных руководителей. Ставки по специальным налоговым режимам, как минимум, в их компетенции. Большинство регионов до сих пор вообще никаких пониженных ставок не вводили. Ни разу. Вопрос — потянут ли региональные бюджеты.
Кроме того, экономика нашей страны государственная и олигополическая. Даже если вы делаете кому-то стрижку или педикюр, на это во многом работают государственные деньги. В отсутствии существенных мер поддержки худшее, что может произойти, — это сворачивание или хотя бы приостановка проектов с той или иной степенью государственного финансирования. А есть ощущение, что это или уже происходит, или вот-вот произойдет.
Хрен вам, а не «форс-мажор»
Даже с давно ожидаемым «форс-мажором» совсем все не гладко. Вы под ним понимаете некое признание для участников гражданского оборота имеющихся обстоятельств чрезвычайными, то есть в юридическом смысле — делающими для многих выполнение обязательств невозможным. Никакого официального документа, указывающего на такие обстоятельства, до сих пор нет. И, скорее всего, не будет.
Акты региональных руководителей (указы, распоряжения и постановления) по понятным «вертикальным» причинам во многом написаны по шаблону и содержат ничего не значащие в юридическом смысле термины, такие, как «режим повышенной готовности».
Справки, выдаваемые ТПП, не в счет. Они, в силу ст. 401 ГК, лишь помогают (иногда) избежать ответственности за неисполнение обязательств в виде процентов и убытков. И это еще придется доказать в суде. Но это мало у кого получится. И, повторюсь, вы ждете не этого.
А что делать тем, кто не может платить лизинг? Ведь это аренда. Не можешь платить — все ранее внесенное уходит в доход лизинговой компании. Для этих ситуаций единственная зацепка — это «изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств» (ст. 451 ГК). Но это по решению суда. И вероятнее всего — будет именно расторжение. С неким распределением расходов между сторонами. Либо нужно как-то договариваться...
Ответом на ваши вопросы мог бы быть режим чрезвычайной ситуации (ЧС). Для чего существует «специально обученный» Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, в который, кстати, сейчас вносят поправки. Но при введении ЧС государство должно взять на себя заботушку за обеспечение населения жизненно необходимыми товарами. Разумеется, также отпадают вопросы выплаты кредитов, зарплат, штрафов, налогов и так далее. Введение ЧС полностью исключать не возьмусь. Но пока в этом никто не заинтересован.
Таким образом, нынешняя ситуация, с точки зрения закона, определяется как «обычный предпринимательский риск», и бизнесу ничего не остается, кроме как пытаться договариваться. Но в нашей стране, очень силовой стране, для этого также требуются четко прописанные условия и правила, которые должны сводиться к формуле: угореть должны все.
И это будет справедливо. Черт с ним, с режимом ЧС. Придумайте новое название (с этим в стране провозглашённого импортозамещения проблем нет) и пропишите правила.
Игра в одни ворота
Но вместо создания островков определенности, в которых так остро нуждается бизнес, вместо понятных правил игры в этой экономическо-вирусной неразберихе нас всех словно нарочно бросают еще и в правовую, перекладывая обязательства только на граждан и бизнес. Без встречных — со стороны государства.
Пример. СМИ пестрят заголовками: усиливается ответственность за нарушение мер по борьбе с эпидемией. Но как наказывать за нарушение того, чего нет у нас? Открываем поправки в КОАП. Чтобы держать граждан в узде и сдернуть штраф, к режиму ЧС будет приравниваться некое «возникновение угрозы распространения заболевания, представляющее опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина)» (ст. 6.3 КОАП).
Из всего этого многословия только термин «карантин» определен юридически в ст. 31 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Важно — к большинству ограничительных мероприятий, введенных в регионах, «карантин» вообще не имеет никакого отношения.
Ну, и мое любимое. Новый пункт в ст. 20.6 КоАП: «Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации...»
Правил, понимаете? Ну что это за чехарда с терминологией? Какие еще правила? Вероятно, имеется в виду «самоизоляция» и «режим повышенной готовности»? Почему не внести ясность и не назвать вещи своими именами?
Теперь о главном — о 1,5-месячном банкете с сохранением заработной платы, который проходит под аккомпанемент грозных обещаний «бдить и наказывать».
Правительство решительно настаивает на проверке каждого случая сокращения персонала. В письме от 25 марта 2020 г. N СД-18-2/380@ налоговая служба также дала указание проявлять особое внимание к обращениям граждан, содержащих информацию о возникающих конфликтных ситуациях на рынке труда.
Да, предпринимаемые шаги очень важны в борьбе с эпидемией. Но почему на бизнес переложена плата за то, что им уже было оплачено? Разве мы все вместе уже не скидывались на коллективную безопасность? Война, пандемия... разве государственная безопасность — не есть благо в обмен на безусловную обязанность платить налоги?
Кстати, о налогах. Те немногие экономические меры поддержки, например, снижение страховых взносов чего-то да стоят. Добавим потери Пенсионного фонда от сокращения зарплат и людей. И индексацию голосующих пенсий. Приправим дополнительными тратами из бюджета на борьбу с пандемиеей непосредственно: 50 миллиардов туда, 50 миллиардов сюда. Украсим катастрофическим падением цен на нефть (дай бог, чтобы последние положительные новости по нефти не были краткосрочными), которые сводят на нет налоги и пошлины с отрасли. Падение ВВП... то и сё... Все вместе они лишают бюджет триллионов рублей, которые необходимо будет где-то взять.
Однако пройдет совсем немного времени и к вашим сегодняшним проблемам добавится еще одна — необходимость вновь пополнять бюджет вне зависимости от текущего состояния вашего бизнеса. Это будет обязательно. Просто смиритесь. И закладывайте в расчеты, когда будете взвешивать — сохранять бизнес или нет.
Приостановление налоговых проверок, объявленное Приказом ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181 до 01.05.20г., тоже слабое утешение. Тем более что именно сейчас со всей страны мы получаем сигналы от компаний: предпроверочный анализ продолжается. Никто про вас не забыл! Скорее наоборот.
Одна радость, срок сдачи отчетности сдвигается аж на май.
Итого
Согласно заявлению председателя Совета Федерации, «жители России стали чаще приобретать водку из-за нехватки дезинфицирующих средств на фоне распространения коронавируса». Других причин для этого, конечно, нет.
Не мне вас учить, как делать бизнес и выбираться из кризисной ситуации. Но вот чему меня научили события 2008-2009 годов, так это тому, что проблемы и опасения не должны выливаться на сотрудников и партнеров. Это персональная зона ответственности «большого босса». И только.
И вообще мне интуитивно кажется, что в текущем моменте главные дяди и тёти любого бизнеса должны максимально отстраниться от рутинных процессов, попытаться очистить голову и замкнуть на себя исключительно нетривиальные задачи и/или борьбу со штормом.
Вообще, ситуация занимательная. Чем более осязаемые вещи делал бизнес, тем труднее ему сейчас: с производством в онлайн не уедешь.
По ограничениям
Сложно винить хозяев любых магазинов, которые должны были закрыться, но вместо этого выставили на витрину туалетную бумагу или просто стали принимать оплату на карточку, минуя онлайн-кассу, чтобы не «светиться». Сложно и оправдать. Но не забывайте — вас уже окутало облако потенциальной ответственности. До 150 тыс. руб. для ИП, до 500 тыс. руб. — для юридических лиц. Это если без отягчающих последствий. И к тем, и к другим альтернативно может быть применено приостановление деятельности до 90 суток. И это касается не только ритейла. Всех касается.
Конечно, нужно вносить ценовые коррективы в отношения с партнерами. Арендодателями, в первую очередь. Ст. 451 ГК и умение разговаривать человеческим, а не только «бизнесовым» языком вам в помощь.
Разумеется, все мы упремся в вопрос сокращения выплат и/или людей. Будем сокращать. Пусть проверяют. Мы не ЦБ — печатающего станка нет. Все лучше, чем потом гнить с субсидаркой. Шестимесячный мораторий на банкротство — пустышка. Им голый зад не прикроешь.
Готовьтесь к налоговым проверкам.
А вообще, на моей памяти это седьмой кризис. За которым обязательно будет подъем. Вероятнее всего, ранее невиданный. Кто-то из тех, кто переживет ближайшие месяцы, оседлает новую волну успеха. Но это будет потом.
А сегодня здоровья вам, и да пребудет с вами Удача, она нам всем теперь понадобится.