редакции
Restaurant Tech - Как привлечь партнёров и инвесторов в новый сегмент?
Последние несколько лет занимаясь цифровой трансформацией и внедрением инноваций в проектах разного уровня зрелости и в разных сферах бизнеса начал вынашивать мысль о новом продукте — Омниканальная кроссплатформенная CMS и маркетинговая платформа для малого/среднего бизнеса в ресторанно-гостиничной сфере и несетевом ритейле, с профессиональной CRM/CDP и инструментами управления бронированием, управлением показом видеорекламы на цифровых поверхностях в заведениях в зависимости от содержимого чека и/или профиля клиента.Да — мой проект golama закрытый из-за недостаточности инвестиционного капитала в период роста ровно за пару месяцев до начала пандемии (в январе 2020) был доказательством правильности/своевременности мыслей и оценки рыночной ситуации, мы действительно задали тренд и создали множество механик который теперь стали must have, срочная доставка продуктов из магазинов стала неотъемлемой частью повседневной жизни и одним из драйверов роста всего рынка e-commerce. Но модель этого бизнеса оказалось очень инвестиционно-ёмкой и первоначальные планы по привлечению стратега не срослись. Пришлось закрыть проект, уволить сотни сотрудников, рассчитавшись со всеми контрагентами списать все инвестиции. (ссылка на статью с которой всё начиналось)
После этого было несколько лет в консалтинге и найме, и в крупном бизнесе (e-com, DIY, логистике), и в региональных проектах сферы HoReCa. Как раз погружаясь в специфику нынешней ресторанной сферы летом 2023 года я и увидел «окно возможностей», и полтора года занимался проработкой проблем, погружением в специфику и решением текущих операционных вопросов в роли директора по информационным технологиям/CIO в одном из ресторанных холдингов.
Нынешняя ситуация в ресторанном бизнесе очень похожа на то что происходило в e-commerce 10 лет назад — острый недостаток цифровых решений и инвентаря, жёсткий кадровый голод, недостаток знаний о своих клиентов и «маркетинг в слепую» — когда зачастую нет даже качественной CRM системы, отсутствует сайт или это простейший лендинг с меню блюд в виде PDF-файла, маркетинг занят рисованием и согласованием картинок для разных каналов и постоянной перепечаткой меню. И это замкнутый круг..
Решая эти и множество других проблем и видя чёткую взаимосвязь и повторяемость кейсов мною было принято решение о попытке создания инструмента который в режиме одного окна и силами минимума сотрудников будет помогать рестораторам повышать рентабельность, улучшать клиентский опыт и лояльность своих гостей, снижать операционные издержки автоматизируя процессы. И частично это удалось воплотить — в рамках тотально отсутствующего бюджета за итоговую сумму всего с пятью нулями и менее чем за 4 месяца в две итерации родилась цифровая платформа которая позволила заменить «печатное меню» в ресторанах и одновременно вывела ресторан в онлайн.
Ну а выглядит система на текущий момент следующим образом — это сайт на распространённой CMS в котором написан модуль отображения актуального меню блюд ресторана с гибко настраиваемой системой отображения блюд/категорий по расписанию или дням недели, есть автоматическая прямая связь с ресторанной фронт-системой (при изменении там цен или при постановке блюда в стоп-лист — всё моментально изменяется для клиентов, на столах в ресторане стоят 8″ андроид-планшеты которые и выполняют роль меню блюд для гостей, а во время когда гости их не используют эти планшеты становятся цифровыми поверхностями показа адресной и гибко настраиваемой видео-рекламы — и в этих планшетах установлено специально созданное приложение-киоск, которое полностью блокирует весь функционал планшета и возможности его перенастройки, оставляя лишь отображение нашего сайта и нашей рекламы..
Планшеты и вся система целиком могут работать в двух режимах — просто отображение меню блюд, и режим когда появляется «корзина» (то есть гости могут не только изучить меню, но и самостоятельно сделать заказ (и дозаказы) на кухню и в бар, а по окончании своего и самостоятельно рассчитаться по СБП, и всё это БЕЗ ОЖИДАНИЯ ОФИЦИАНТА. Также для удобства в планшете есть кнопка вызова официанта, а у официантов на руках радиопейджеры — куда приходят уведомления как о вызове от гостей со стола, так и о вызове на кухню/бар по готовности блюда.
Внедрение подобной системы даже в текущем виде без ряда важных модулей типа CRM и бронирования даёт ресторатору возможность экономии сотен тысяч рублей (а то и миллионов если смотреть на сетевые заведения) и нескольких месяцев работы половины менеджмента при смене меню (сезонной или ситуационной), новое блюдо можно ввести в оборот за несколько минут, появляется возможность ДИНАМИЧЕСКОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ (условно вечером в выходные можно поднять часть цен на блюда и получить «на ровном месте» рост маржи), ну и плюс всё это делается силами ОДНОГО сотрудника в ОДНОМ окне. На текущий момент решение внедрено в четырёх ресторанах сети, разного размера и концепции — но и отзывы гостей, и анализ экономических последствий внедрения привел к решению акционеров о дальнейшем повсеместном внедрении этой системы в рестораны холдинга. В сухом остатке один-два специалиста-маркетолога получив доступ к функционалу платформы могут вести работы сразу в десятках заведений — что кратно снижает и время на внесение изменений, и бюджет ФОТ. Ну и в заведениях где внедрена система каждый официант может обслуживать большее количество столиков, или просто кратно повысить удовлетворённость своих гостей — ведь пропадает необходимость пустой беготни туда-сюда по каждому вопросу (принесите меню/примите заказ или дозаказ/принесите счёт) — всё это в планшете+пейджере.
Есть понимание как превратить это в рыночный продукт и занять с ним крупный сегмент специализированного рынка в котором уровень развития на данный момент отстаёт от e-commerce на десятилетие по развитию.. Ищу единомышленников, ищу и инвесторов (для ускорения процесса), а вот клиентов искать пока не приходится — они идут сами с запросом в рестораны где сейчас запущена текущая система.
На западе отмечен и рост интереса к сфере (у них схожие проблемы), ну и идут активно сделки — вот, например, одна из свежих