Бизнес на районе или что будет с тобой без рекламы
Данный пост не является прям каким-то кейсом или описывает мой опыт, но, рассказать очень уж хочется. Тем более, вот так бывает, как оказалось.
Оптимально раз или два в месяц я ловлю себя на том, что перекус на скорую руку разными сэндвичами и дошираками меня убивает, делает толстым и ленивым, поэтому я сжав в руке денежные купюры бегу скупать все, что позиционируют как органическую еду и органические продукты. Курица в два раза дороже чем в обычном супермаркете? Ну и что! Здоровье дороже! Картошка по 100 рублей? Но ведь она без пестицидов!
Года два назад недалеко от моего дома и в 2 минутах ходьбы от метро открылся магазин здоровой пищи. Не буду его называть так как его хорошо все знают. Именно его можно выделить как успешный кейс. У них только своя продукция за исключением алкоголя. Года два назад, когда они только запустились, в магазине постоянно давали на пробу сыры, мясо, сладости, раздавали всем дисконтные карты, делали промо-акции. За два года возле нашей станции метро открылось аж 3 таких магазина. (Наверное, все должно быть очень хорошо, если на одном квадратном километре у тебя три магазина).
Я лично никогда не верил, что в России у магазинов органической пищи может быть такой успех. В итоге я неоднократно попадал на нереальные очереди с полными сумками, бабульки, молодые мамаши, люди среднего возраста, пожалуй, только публики до 24 не было. Контора же за два года расширила свое производство и к еде и сладостям добавились еще и чистящие средства, чаи и многое другое.
Но, вдруг откуда ни возьмись на районе появился еще один игрок. Дерзкий и резвый. Открылись они прямо возле моего дома (но значительно дальше от метро). С порога рассказали о своих планах, дали карту на 3 процента, а потом и на 5. И вроде оформление у ребят было не плохое и сами они были интересными и общительными, но выбор был достаточно скуден. Я человек общительный и порой даже чересчур, поэтому у хозяйки я в лоб спросил не боится ли она конкуренции с более старым и грозным магазинам. На что она сказала, что бояться, мол, нечего. У нас уже народу достаточно, еда у нас вкусная и как говорил Фредди Меркьюри - Don't stop me now, вообщем.
Но скудный порой выбор не был единственной проблемой. Молоко всегда заканчивалось, йогурт тоже быстро разбирали, а сладости были с какой-то нереальной наценкой чуть ли не в 300 процентов. Все же было от сторонних и весьма недешевых поставщиков. В целом же наименований не очень много. Мясо (притом кролик, утка и другие диковинны), газировка, сладости, молочка и в принципе все. Оптимальным решением (имхо) стала бы коллаборация в одном месте с пивноаливайкой (модной крафтовой или обычной). На вопрос про алкоголь ответили, что такое не предвидится. Хотя многие из тех компаний, которые магазин перепродавал имеют неплохие настойки, ликеры и прочее. В итоге упущена кое какая аудитория.
И самое печальное, что закрывался магазин в 10 вечера, поэтому после поздней тренировки или встречи по делам приходилось идти в обычный магазин. Последние мои визиты в магазин заканчивались покупкой йогурта, у которого через день заканчивался срок годности и пожеланием хорошего вечера. А затем с другой стороны от моего дома открылась новая станция метро и магазин пропал из моего ежедневного маршрута насовсем.
После новогодних праздников жена сказала мне, что магазин закрылся. У них частенько было, что застекленную часть магазина, выходящую на улицу, завешивали пластиком и что-то делали. Я думал, что супруга ошиблась и у них ремонт, а может просто на праздники закрылись. Но недавно, изменив маршрут до дома я увидел, что магазин действительно закрылся. Навсегда. Заснеженная дорожка доказывала, что там уже несколько дней никого не было.
Я человек сентиментальный и мне только дай повод. После того, как летом закрылся один из моих любимых баров, я зашел в их группу ВК, прочитал причины хайатуса и обильно поныл в комментариях. Я вновь решил повторить все это, узнать из-за чего все так закончилось и пожелать удачи в дальнейшем бизнесе.
И что же я нахожу? Точнее, что же я не нахожу? Так практически ничего. Оказывается, у магазина не было ни сайта, ни Фэйсбука или Вконтакте, ни даже инстаграма. Как же так? Ну разве так можно? 2017 год, сейчас даже у домашних перепродавшиц товаров с Aliexpress есть сайт и все сети. Бери инстаграм, лайкай всех в районе, показывай им рекламу, обещай бонусы и многое другое. Продавай кролика за 600 рублей килограмм. Но...
На Спарке люди обсуждают неужность/ненужность сайта, как лучше запускать рекламную кампанию. Как планировать, как заманивать покупателя. Но, как оказалось, если люди, которые этими советами не пользуются или, может быть, просто не хотят ими пользоваться. Может быть просто не оценили трезво свои силы, а может еще что-то. В мире сейчас так просто стало общаться с клиентом, а тут...
Неужели так можно, подумал я и словил себя на мысли, что впервые за долгое время удивился.