Почему умные не становятся богатыми
При этом разум является самым важным эволюционным приобретением человека и основным конкурентным преимуществом во внутривидовой борьбе за ресурсы. Так почему же умные не используют его на полную мощность для достижения успеха и богатства?
Ведь при наличии достаточного количества мозгов и мотивации практически любой навык можно прокачать. Самый точный ответ на вопрос почему умные не достигают успеха, неожиданно для себя, я нашел в довольно известной модели обучения Колба и Фрая.
Смысл этой модели в том, что получение любого опыта происходит в четыре стадии. Сначала у нас зарождается идея, затем мы совершаем действие, получаем результат и анализируем его. Далее, на основании предыдущего опыта, формируем новую идею и повторяем этот цикл снова и снова. Таким образом мы постоянно движемся по спирали.
Исходя из этой модели было выделено 4 типа людей:
- Деятели с реактивным моторчиком;
- Прагматики, доверяющие только устоявшейся практике и опыту;
- Аналитики , систематизирующие реальность;
- Теоретики - носители большой идеи "как перевернуть мир, лежа на диване". Конечно идеальный человек в равной степени обладает всеми четырьмя способностями, поэтому его путь к цели можно нарисовать так:
Но в реальности все мы имеем крен в определенную сторону. Например, прагматик будет опираться только на свой и чужой опыт, поэтому при возникновении нестандартных ситуаций ему будет сложно принимать решения. Деятель будет часто ошибаться, но если ему все-таки хватит времени и терпения он тоже достигнет своей цели. Путь успешных деятелей и прагматиков можно представить вот так:
Много лишних витков, но цель все же достигнута.
Теоретик, после первого же неудачного цикла, решит, что нужна новая очень совершенная теория, которая решает все, и займется ее составлением.
С аналитиком, вообще все печально - он уйдет в бесконечную рефлексию.
Как видим, аналитики и теоретики, имея все возможности совершать более качественные циклы и приходить к цели раньше деятелей, так и не доходят до ключевого момента - действия, поэтому все их "супер идеи и анализы" так и остаются в их головах. Миром правят деятели и прагматики, у которых намного больше шансов достичь цели. И если вы, будучи аналитиком или теоретиком, все же решили стать успешным предпринимателем, то вам надо научиться более активно преодолевать диванное притяжение. Как вариант можно найти себе соратника-деятеля.
Подведем итог
- Движение к цели это не прямая линия, а спираль, и чем выше цель, тем больше количество витков надо пройти.
- Каждый пройденный цикл, даже если получен негативный результат, все-равно приближает нас к цели, так как дает данные для формирования следующего, более удачливого витка спирали.
- Каждый элемент цикла должен быть выполнен качественно, чтобы достичь цель за минимальное количество витков.
- Для качественного прохождения цикла надо прокачивать недостающие навыки или набирать команду с нужными параметрами.
Сказки про Иванушку-драчка, который всегда получает желаемое, как раз и показывают важность в достижении успеха именно действия, без которого любые анализы теряют смысл. При этом Иванушку почти всегда уравновешивает Василиса Премудрая, которая дает советы, будучи ограниченной в возможности физически помочь главному герою. Так сказка учит нас созданию идеальной команды из деятеля-прагматика и аналитика-теоретика.
Именно поэтому тест Хони и Мамфорда, в котором за основу взят эмпирический цикл обучения Колба и Фрая, применяют все HR специалисты практически ко всем сотрудникам. Ведь сбалансированный по четырем показателям человек не будет пробуксовывать при выполнении поставленных задач, и с большей вероятностью будет расти как специалист.