5 ошибок стартапа при PR-продвижении
Ошибка №1. Использование только одного канала продвижения.
Сфокусировавшись на PR-продвижении, очень часто выпускают из виду другие инструменты продвижения, например, маркетинг. Причины могут быть разные: нехватка времени и ресурсов, завышенные ожидания от возможностей PR, отсутствие четко сформулированных целей. Даже если PR - единственный инструмент продвижения стартапа, нужно использовать максимум его возможностей – работу со СМИ, продвижение странички компании в соцсетях, ведение блога и т.д.
Ошибка №2. Ожидание быстрых результатов
Прежде всего, необходимо понимание, каких конкретно результатов ждет создатель стартапа? Об этом необходимо договариваться, что называется, «на берегу», до начала сотрудничества. Как и о конкретных KPI, по которым будет оцениваться работа пиарщика. Если прошло несколько месяцев, а пиарщик не может предоставить ничего, кроме невнятных пресс-релизов, размещенных на релизоприемниках, это действительно совсем не тот результат, который может удовлетворить.
Но и ожидать, что через день после публикации интервью создателя стартапа ему начнут обрывать телефон потенциальные инвесторы/клиенты, вряд ли разумно. Справедливости ради, нужно сказать, что есть случаи, когда стартап «просыпался знаменитым» и без труда находил деньги или новых партнеров после публикации в «Коммерсанте» или «Ведомостях». Но нужно иметь в виду, что эти публикации носили характер ко-брендиговых, т.е. в них речь шла об успешном сотрудничестве стартапа с крупной компанией. В PR, как и в любом другом процессе, для узнаваемости должен накопиться определенный объем информации о стартапе, иначе он не выйдет из информационного сумрака.
Ошибка 3. Ожидание, что аутсорсер будет гореть проектом
В отличие от создателя стартапа нанятые менеджеры, независимо от сферы их деятельности, должны просто профессионально делать свою работу. Не нужно рассчитывать на то, что специалист откажется от отпуска или будет работать в выходные. При форс-мажоре он может работать в таком режиме некоторое время, но надеяться на подобную вовлеченность в течение длительного времени не нужно. Для пиарщика – это просто очередной проект, а не дело всей жизни, у него одновременно их может быть несколько. Если нанятый пиарщик будет постоянно гореть каждым проектом, через год-другой у него начнется профессиональное выгорание, и как специалист он перестанет существовать.
Ошибка 4. Отсутствие четких целей при работе с пиарщиками
Для начала хорошо бы для себя сформулировать, а чего, собственно, хочется получить от PR-а? Найти инвестора? Сделать продукт/услугу стартапа известным? Сделать узнаваемым создателя стартапа? Расширить партнерскую сеть? Можно решать все эти вопросы комплексно. Но, во-первых, чаще всего, в этом нет необходимости. А, во-вторых, бюджет подобного продвижения ощутимо ударит по финансовой состоятельности стартапа. Поэтому четкий выбор цели позволит корректно поставить задачу PR-специалисту и существенно упростит оценку полученных результатов.
Ошибка 5. Завышенные требования
«Докажите мне свой профессионализм» - говорит заказчик представителям PR-агентства. После этого можно сворачивать переговоры и уходить, потому что в 9 случаях из 10 требование одно и тоже: «Сделайте так, чтобы о нас написал «Коммерсант». Тогда я вас найму».
Прежде чем требовать от пиарщика публикации в ТОП-5 деловых СМИ, необходимо ответить на несколько вопросов:
- 1.Запущен ли в промышленное производство ваш продукт?
- 2.Работает ли в реальном времени ваша услуга?
- 3.С какими финансовыми показателями завершен предыдущий год/первая половина текущего года? Как эти показатели коррелируют с показателями конкурентов?
- 4.Какая доля рынка у вашей разработки сейчас?
Почему-то считается, что при наличии дружеских связей с журналистом, он опубликует все, о чем пиарщик попросит. Это неверно. Даже если пиарщик знает, как зовут собаку журналиста и чем она болеет, будет опубликовано только то, что реально интересно конкретному изданию. Так что для проверки профессионализма нужно придумать другой способ.