SMM по правилам: стратегия или спонтанность? (для телеграм)
Так что – начните работу с плана, проанализируйте нишу, в которой собираетесь двигаться, сформулируйте стратегию продвижения, привяжете план к четким срокам, поставите точные задачи, и получите в итоге нужный результат. Прежде всего, потому, что вы будете управлять процессом, отслеживая достижения на каждом этапе, и внося необходимые корректировки.
Для вашего удобства приведу пошаговый алгоритм, на основании которого можно подготовить собственную стратегию. Имейте в виду - алгоритм универсальный, но может отличаться в деталях, в зависимости от ниши, бюджета, видения продвижения. Главное - ответить на четыре важных вопроса:
1) Зачем это делать?
2) Для кого это делать?
3) Что делать?
4) Где делать?
Итак, приступим.
Шаг 1. Целевая аудитория (ЦА)
Один из самых важных этапов в формировании стратегии, на котором спотыкаются многие. Чтобы не тратить зря ресурсы (время, деньги, силы), ответьте на вопросы:
· География. Где обитает ваша ЦА?
· Соцдем (Социально-демографические характеристики). Сюда входят: пол, возраст, семейное положение, образование, должность, уровень доходов.
· Интересы и увлечения ЦА – то, чем можно привлечь аудиторию.
Это важно потому, что в дальнейшем всю полученную информацию мы будем использовать для таргетирования (прицеливания) в наших рекламных кампаниях. Поэтому ответы должны быть максимально точными и четкими, а размытые характеристики типа «целеустремленные молодые люди, интересующиеся бизнесом», нам не подходят. Наша задача – максимальная точность, например:
· Кто: женщины 25-35 лет
· География: Москва и область, СПб и область, Тюмень и область
· Семейное положение: любое
· Уровень дохода: выше среднего (от 50 т.р. и выше)
· Образование: высшее (предпочтительно маркетинг, финансы)
· Интересы: спорт, здоровый образ жизни, бизнес
Вероятнее всего, в этом случае у вас может получиться несколько вариантов ЦА, и это к лучшему: можно настраивать рекламную кампанию на разную аудиторию, оптимизируя расходы в сторону наиболее результативного варианта.
Шаг 2. Задачи
При продвижении телеграмм-канала задачи могут показаться простыми: прежде всего, нам нужны подписчики. Важно, чтобы вы четко понимали, для чего именно вам нужен канал, и из этого понимания будут «вытекать» задачи для smm. Если вы начнете двигаться спонтанно, для галочки, потому что так модно - окажитесь в тупике, получив мертвый (или полуживой) канал, и минимальную (а то и вовсе никакой) отдачу от рекламной активности.
Важно, чтобы цели рекламной кампании в соцсетях соответствовали целям канала. То есть, если, к примеру, вы продвигаете бизнес-канал, то вы должны четко понимать, как привлекаемый трафик будет конвертироваться в продажи. Если вы продвигаете канал для мам, находящихся в декрете, привлечь их внимание можно, обратившись к актуальной социальной проблеме, и эта же цель должна фигурировать при формировании рк.
Шаг 3. Подбор площадок.
К этому моменту у вас уже есть портрет ЦА, о котором мы говорили выше. Давайте определим, где она обитает, и речь не о классической географии, а о площадках, как глобального уровня (речь о социальных сетях: VK, FB, OK и т.д.), так и внутренних локальных (паблики, популярные страницы, форумы, блоги и т.п.). Для решения этой задачи есть несколько подходов.
· Специальные возможности. Например, VK и FB имеют встроенные инструменты, позволяющие ввести параметры своей аудитории, четко показывают, сколько людей реально удовлетворяют этим параметрам.
· Анализ социально-демографических характеристик ЦА. Многие площадки выкладывают на разных источниках портрет своей ЦА, иногда проводятся независимые исследования, которые также пригодятся вам для четкого понимания того, где именно обитает ЦА.
· Анализ тем, обсуждаемых на площадках. Тут все просто - если большинство тем подходит вам, значит, это то, что нужно.
· Анализ статистики. Для большинства сообществ в соцсетях есть открытая статистика. Изучив ее, вы поймете, насколько аудитория вам подходит. Иногда такая статистика доступна админам сообществ, а они тоже – живые люди, с которыми можно договориться, и получить нужные доступы к полезной и важной информации.
Шаг 4. Поведенческие факторы.
Для того, чтобы продвигаться эффективно, важно понять, как ведут себя представители вашей ЦА. Есть три основных категории:
· Пассивные наблюдатели
· Участники дискуссий
· Генераторы контента
Список составлен по убывающей. Наблюдателей всегда больше, чем участников дискуссий, а участников дискуссий всегда больше, чем генераторов. В зависимости от того, в кого вы целитесь, нужно строить свою кампанию. И не стоит пренебрегать той или иной категорией, поскольку пассивные наблюдатели - такие же потребители контентента, как и генераторы.
Шаг 5. Разработка контент-стратегии
Основу вашего продвижения составят материалы, которые вы будете публиковать. Если посты на канале будут не интересны ЦА, вы никакими силами не сможете её удержать. Контент необходимо четко планировать! Конечно, бывают ситуации, когда контента слишком много, или он носит спонтанный характер, но это редкость, и рассчитывать на это не стоит. Кроме того, есть определенные алгоритмы, которые позволят дать контент в необходимой концентрации, чтобы держать аудиторию в тонусе, но при этом не перегружать (к этому мы еще вернемся).
Шаг 6. Метрика
Необходима для того, чтобы в процессе рекламной кампании было четкое понимание, насколько точно достигаются цели, или не достигаются вовсе; вы должны иметь возможность вносить корректировки вовремя. Для этого определите, что является показателем, а что нет, позже я приведу список основных smm-метрик.
Шаг 7. Ресурсы
Существует два основных вида ресурсов, это:
· Время
· Деньги
Для того, чтобы не случалось неожиданностей, когда:
Ø закончились деньги в рекламном кабинете,
Ø не хватило времени написать статью, которую ждали подписчики,
Ø Закинули все деньги на рекламу, а дизайнеру (например, за логотип), ни рубля не осталось…
Шаг 8. Календарный план
Я встречал людей, которые, насмотревшись на Джокера из Бэтмена, презирают планирование, и действуют по наитию, положившись на авось. Однако, в этом случае, мы сильно рискуем слить весь бюджет, все наши усилия, и весь наш telegram-канал в большую выгребную яму. Я не голословен, статистика подтверждает, что 95% проектов, начатых без внятного планирования, проваливаются очень быстро. Так что – отбросьте сомнения, садитесь за стол и планируйте! Но, в то же время, помните – четкий план на 5 лет не дает гарантии, что все пойдет так, как вам хочется, все-таки мир меняется, не спрашивая нас, поэтому в ваш великолепный план будут вносить корректировки. Но уж лучше – так, чем каждый раз начинать все с нуля. Для удобства рекомендую подключить систему управления проектами, например, мегаплан, или любую другую – наш ваш вкус.
Шаг 9. Эффективность, корректировка кампании
Как любой другой маркетинговый инструмент, smm можно и нужно улучшать, и совершенствовать: возможности практически безграничны! К сожалению, составить и запустить совершенную рекламную кампанию не получится, особенно если вы будете бездействовать в процессе. Мир меняется, а вместе с ним – мода и увлечения: сегодня массово крутили спиннеры, а завтра качают на смартфоны симфоническую музыку… Будьте в курсе, следите за изменениями, меняйтесь вместе с окружающей вас действительностью! Сегодня наше объявление в топе, за мизерный бюджет, и трафик на канал прет тоннами, а завтра на рынок зашел конкурент, и перебил нашу рк, загнав в самую задницу. Поэтому, наша задача – оперативно отслеживать результаты рк, и вносить необходимые корректировки.
На сегодня у меня всё, благодарю за внимание, надеюсь, был полезен.
Узнать больше, можно на моем telegram-канале Утренний чай