В прошлой статье я рассказал о методе последовательных изменений под названием «Правило плавности» и его приложением в маркетинге. В чем-то это Правило пересекается с Принципом последовательности, изложенным ниже.
Принцип последовательности я формулирую так: «Невозможно моментально овладеть каким-то навыком, также как и невозможно построить систему, которая будет работать с нуля. Результату как правило предшествует эволюционный процесс и определенный путь». Принцип последовательности органично укладывается в японскую концепцию «Сю-Ха-Ри» о трех этапах обучения. Её суть — чтобы овладеть навыками и стать профессионалом в каком то деле, необходимо пройти три базовые стадии:
Сю: ученик следует заданным правилам и полностью копирует метод учителя
Ха: ученик освоил инструменты и, если надо, отходит от правил и внедряет в изученные алгоритмы что-то свое.
Ри: ученик становится мастером, находит собственный путь решения задач, и при этом готов обучать других.
Ниже я подробно раскрою каждую стадию с примерами из маркетинга.
Стадия «Сю». Новичок «Сю» — это начальный уровень, характерный некритическим подходом ученика к восприятию информации и преподаваемым методикам. На данном этапе специалист просто следует правилам и выполняет базовые действия, копируя наставника.
Ничего нового он не вносит — у новичка еще нет понимания процессов, осознание придет только после изучения и многократного повторения базовых алгоритмов.
На этой стадии не стоит вносить изменения или «улучшения» в текущие алгоритмы. В начале пути креатив может сильно сыграть в минус, потому что уведет в сторону или в неверное направление. Цель специалиста на этой стадии — усвоить, как работают базовые алгоритмы и научиться их применять для решения своих задач.
Со стажером, который не разбирается ни в маркетинге, ни в контекстной рекламе мы делимся презентациями и обучающими видеолекциями. Начинающий маркетолог копирует рабочий лендинг с проверенными офферами, запускает на него трафик и оценивает эффективность связок или разрабатывает рекламные кампании по образу и подобию смежного проекта.
От начинающего веб-аналитика мы не требуем написать скрипт с нуля, а даем ему «живой» сценарий или конвейер из соседнего проекта и просим по аналогии создать собственный.
Стадия «Ха». Боец Новичок перешел на следующий уровень и стал бойцом. Это человек, который понимает основы алгоритмов и их природу: «Почему я должен сделать именно так, а не как-то иначе».
Здесь уместен критический подход к алгоритмам, когда используя рабочие методы, специалист может, частично отрицая правила, улучшать их. Полностью ломать и переделывать рабочие процессы на стадии Ха — ни к чему. Понимая суть работы, Боец может лишь модифицировать имеющиеся алгоритмы.
При этом вам как наставнику следует учитывать, что изменения могут работать как в плюс, так и в минус. Следите за внедрениями, которые реализует ваш ученик, и корректируйте его действия. Таким образом, у него сложится понимание, к каким результатам приведут изменения.
Цель стадии «Ха» — полностью осознать, как работают методики. С осознанием приходит и понимание с какой целью выполняется та или иная задача и каким путями этой цели можно достичь.
Пример № 1. Лендинг Работающий лендинг мы усиливаем дополнительным блоком, который может улучшить показатели посадочной страницы, а может и ухудшить. Когда специалист создает лендинг, важно показать его наставнику, чтобы тот дал свои рекомендации и вовремя скорректировал ошибки. Это будет полезно и с точки зрения обучения, и с точки зрения повышения математического ожидания от эффективности будущей посадочной.
Пример № 2. Оффер и аналитика Переносим рабочий оффер с сайта конкурента или из соседнего проекта и пробуем повысить эффективность, добавляя рациональные детали виде цифр и фактов или за счет эмоциональной составляющей: прилагательных и описаний.
Внутренне будьте готовы, что из-за недостатка опыта исполнителя такие эксперименты могут работать как в плюс так и в минус. Если вы наставник — контролируем и корректируем ученика. Если ученик — покажите результат наставнику.
Контекстологу можно предложить взять семантику или рекламную кампанию другого проекта, отыскать в них узкие места и расширить за счет дополнительных сегментов или применить другую стратегию.
В веб-аналитике оцениваем скрипт, понимаем, что он может работать быстрее и предлагаем внести изменения, которые ускорят его работу.
Стадия «Ри». Мастер Третья стадия, на которой у специалиста сложилось понимание основ, впитанных на первой стадии, и осознание, как изменения в алгоритмах отражаются на результате.
Мастер полностью проник в природу методик и алгоритмов. Стадия «Ри» кроме того, что является последней, одновременно и бесконечна — на ней мы способны постоянно улучшать навыки, создавать авторские методы и алгоритмы.
Одновременно уходит понятие «способ достижения цели». У мастера есть задача, и он решает ее так, как посчитает нужным. В контекстной рекламе может использовать ручные стратегии или автоматические. А может вообще не использовать контекст, а прийти к результату за счет собственной методики.
На этой стадии мастер свободно обучает базовым методикам новичков и корректирует специалистов на уровне «Ха».
Одним из признаков того, что вы достигли стадии «Ри» является то, что вас копируют. Значит, вы уже создали что-то свое, чего еще нет у других. Три признака Мастера Признак № 1 — выступаете в роли наставника и обучаете коллег? Значит вы уже близко к уровню «Ри».
Признак № 2 — можете разработать лендинг с нуля и довести его конверсию до целевой? Или разрабатываете собственные офферы, которые копируют конкуренты, рекламные кампании с нуля. С точки зрения веб-аналитики Мастер самостоятельно пишет скрипты, выбирая методы сбора параметров и данных. Сам решает, какой инструмент использовать оптимальнее: GTM, JavaScript, ставить счетчик напрямую или через GTM.
Признак № 3 — исходите из целей, которые нужно достичь, не используя наработанные методологии, а сами решаете, как «прокачать» проект, какие стратегии и корректировки применить? Вы — Мастер.
Принцип последовательности и эволюция проекта Методология «Сю-Ха-Ри» схожа с Agile. Есть начальная стадия, когда мы запускаем новую нишу и копируем решения лучших конкурентов. Получаем первые лиды, оцениваем лидогенерацию и лид-экономику. По сути, создаем минимальный рабочий продукт, MVP. Если есть результат, пусть и неидеальный — переходим ко второму уровню: улучшаем рекламные связки, дотягиваем показатели, меняем и «докручиваем» офферы.
Резюме Принцип последовательности можно применять не только для обучения маркетологов и в саморазвитии, но и для сбора и запуска рекламных кампаний. Сооснователь и операционный директор агентства Simtu Юрий Шемчук